Найти тему

Словарь Инкотермс

Оглавление

Зачем логисту знать английский

Логисту, менеджеру по закупкам без знания языка никуда. Статья ниже тому доказательство.

Что такое Инкотермс

Внешнеэкономическая деятельность - сложная штука. Импорт и экспорт чрезвычайно запутанная деятельность. И новичку, и профессионалу не обойтись без отраслевого словарика. Используя его вы будете уверены, что ваше дело правое, вас правильно поймут, отгрузят и посчитают, как нужно и что нужно.


Инкотермс представляет собой свод правил для интерпретации обычно используемых ВЭД терминов. Их всего 11 и они важны в договоре купли-продажи, поскольку определяют ответственность за груз.

Принципиально важной частью является определение «стоимости и риска» - сути ответственности.


3 вопроса

Инкотермс отвечает на 3 главных вопроса:

  • В какой момент времени продавец принимает риск и стоимость связанные с отгрузкой? 
  • Когда и где риски перейдут на покупателя? 
  • Когда и где покупатель понесет стоимость доставки?

Инкотермс не указывает на:

  • Срок оплаты и владение товаром
  • Договорные обязательства и ответственность за нарушение договора 
  • Детали упаковки и транспортировки товара 

Эти пункты и другие рассматривают в отдельном порядке и закрепляются в вашем договоре купли-продажи.

2 категории

Инкотермс можно подразделить на 2 категории:  
Любой вид транспорта EXW, FCA, CPT, CIP, DAT, DAP, DDP

-2

Морской и внутренний водный транспорт FAS, FOB, CFR, CIF



Лайфхак

Для быстрого запоминания. Стороны могут выбирать, какое правило использовать для своих поставок, исходя из потребностей и того, как они ведут бизнес. Если вы только начинаете, вам может быть проще использовать Инкотермс, который накладывает бОльшую ответственность на другую сторону. 

Посмотрите на первую букву Инкотермс — она определяет группу, а их 4 — E, F, C, D.

Если вы являетесь покупателем в сделке, самая невыгодная для вас группа E, самая выгодная D.

Не морской


  • EXW: Ex Work -  Самовывоз. Максимальная ответственность возлагается на покупателя. Экспортные пошлины также оплачиваются им. 
  • FCA: Free Carrier - франко-перевозчик. Возлагает на поставщика ответственность доставить груз до склада перевозчика и оплатить экспортные пошлины. За погрузку отвечает также поставщик, если место отгрузки находится под его контролем. 
  • CPT: Carriage Paid To - доставка и экспортные пошлины оплачены, страховка не оплачена. То же самое, что и CFR, только для любого транспорта. 
  • CIP: Carriage and Insurance Paid To - экспортные пошлины оплачены, товар застрахован и доставлен. 
  • DAT: Delivered at Terminal - доставка до таможенного терминала покупателя. Все риски до момента разгрузки в названном покупателем терминале лежат на продавце. Все расходы после разгрузки ( растаможка, импортные пошлины, дальнейшая транспортировка) ложатся на покупателя.
  • DAP: Delivered at Place - доставка до места назначения. Выгрузка ложится на покупателя. Когда товар прибывает в страну назначения, импортные пошлины и расходы на таможенное очистку оплачиваются также покупателем.
  • DDP: Delivered Duty Paid - доставка с оплаченными пошлинами. Максимальный риск для поставщика, самый легкий вариант для покупателя. Продавец несет ответственность за доставку товара в указанное место в стране назначения покупателя, несет все таможенные и налоговые расходы, а также стоимость доставки. Риск и ответственность переходят к покупателю  в указанном месте назначения.

Морской

-3

  • FAS: Free Alongside Ship - доставка до судна (только морской транспорт). Оплата экспортных пошлин ложится на поставщика. Расходы и риски связанные с дальнейшей погрузкой, транспортировкой, коносаментом, страховкой и разгрузкой ложатся на покупателя.
  • FOB: Free On Board - с погрузкой груза на судно (только морской транспорт). Оплата экспортных пошлин ложится на поставщика. Расходы и риски связанные с дальнейшей транспортировкой, коносаментом, страховкой и разгрузкой ложатся на покупателя. 
  • CFR: Cost and Freight - доставка в порт и фрахт судна (только морской транспорт). Поставщик несет ответственность за оплату экспортной пошлины, доставку груза в порт, погрузку на зафрахтованное им же судно. Однако риск переходит к покупателю, с момента погрузки на судно в стране экспорта, и страховые расходы ложатся а покупателя.
  • CIF: Cost, Insurance and Freight - доставка в порт, фрахт и страховка (только морской транспорт)  Ваш поставщик оплатил пошлины, зафрахтовал судно, застраховал и доставил груз. Цените такого поставщика: он взял на себя все возможные риски. Однако покупатель должен следить за тем, чтобы страховой полис был в той же валюте, что и договор. Продавец должен предоставить покупателю любые документы, которые могут понадобиться, чтобы получить товар у перевозчика или предъявить иск страховщику ( в случае, если с грузом что-то случилось во время транспортировки)
-4

Надеюсь эта маленькая вводная статья смогла убедить вас в том, что профессии, связанные с перевозками, экспортом и импортом требуют серьезной подготовки и обучения.