Найти тему

Бизнес-образование – наше видение 2018 года

Споры о том, нужно ли бизнес-образование, и каким оно должно быть – одна из любимых тем сетевых знатоков, подлинных и мнимых. Мы к этой теме причастны довольно косвенно – только через программу «Индивидуальный EMBA» и некоторые курсы, которые я изредка читаю по приглашению отдельных дружественных организаций. Но у нас выработалась своя точка зрения на этот вопрос, которой я и хотел бы поделиться.

Если речь идет именно о бизнес-образовании, то есть о комплексе знаний и навыков, необходимых для успешного создания собственной компании и управления ею, то, с нашей точки зрения, оно должно быть:

  • Скорее индивидуальным, чем коллективным;
  • Направленным скорее на развитие мышления, чем на получение знаний;
  • Сфокусированным на управлении людьми в большей степени, чем на прикладных управленческих инструментах;

Чтобы обосновать свою точку зрения, мы предлагаем мысленно перенестись в ближайшее будущее и представить, какими качествами должен обладать предприниматель 2021-2023 годов. Что он должен уметь делать сам? Чего потребует от него его основная деятельность?

Стратегическое мышление

Стратегическое мышление требовалось предпринимателям и в Средние Века, будет востребовано и в будущем, это вещь вне времени. Можно случайно набрести на идею интересного продукта, но превратить ее в бизнес можно только благодаря стратегическому мышлению.

А вот конкретные инструменты проверки стратегических гипотез будут меняться. И хотя я сам – поклонник классической школы (и не считаю, в отличие от «экспертов» из международной консалтинговой компании на букву B, что если SWOT-анализ был изобретен много лет назад, то он потерял актуальность), я понимаю, что в некоторых отраслях появляются новые способы принятия решений. Например, в ряде случаев IT-компании проще, быстрее и дешевле протестировать две версии продукта на двух репрезентативных группах пользователей, чем затевать исследование и проводить фокус-группы.

Но в целом стратегическое мышление, способность мыслить out of the box, навык искать рыночные решения не внутри компании (где проще), а на там, где нужно, то есть во внешней среде, никуда не денется. Именно поэтому на своих лекциях и на программе «Индивидуальный EMBA» я больше внимания уделяю именно этому, а не прикладным методам. Тем более, что составлять матрицу ADL или делать инвестиционный стратегический бюджет предприниматель будет, скорее всего, не сам.

Управление людьми

Большинство из нас родилось в СССР, а Советский Союз был страной технократической, где инженерная и, шире, научная мысль ценилась выше гуманитарной. Человек был средством достижения более важных целей, инструментом. Это воспитание во многом определило мышление предпринимателей, начинавших в 90-е – их мысли были сосредоточены вокруг активов, продукта, денежных потоков, прибыли, а люди были чем-то вроде смазки, заставлявшей систему работать быстрее.

Но в бизнесе будущего (да и настоящего) люди становятся главным активом, а деньги и приобретенные на них активы – второстепенным. Да, часть сотрудников теперь можно заменить машинами и алгоритмами, но это только повышает требования к тем, кто будет принимать ключевые решения по машинам и алгоритмам. Современный бизнес – это управление людьми даже более, чем раньше. Я написал об этом целую книгу (скачать ее можно тут), этому посвящен целый модуль «Индивидуального EMBA». Яркие индивидуальности всегда будут важны для создания успешных компаний, но на длинных дистанциях будут побеждать сильные команды и те, кто умеет их создавать.

Узкая специализация

Компетенции есть не только у людей, они есть и у компаний, причем даже у больших, где работают тысячи разных людей. В одних организациях блестящая логистика, но слабое производство, в других – наоборот. На наш субъективный взгляд, в долгосрочной перспективе в бизнесе будут побеждать компании, которые будут скорее глубокими экспертами в чем-то одном, чем специалистами широкого профиля. Пользуясь метафорой Исайи Берлина, переведенной Джимом Коллинзом на язык бизнеса, «ежи» всегда будут побеждать «лисиц». Конкуренция настолько усложнится, что победить можно будет лишь за счет мельчайших, но важных деталей, а для их понимания компании (а то есть и ее сотрудникам, и самим создателям) придется быть постоянно погруженным в потребительский опыт.

Представьте себе, скажем, рынок смартфонов. Дистанция между самыми дешевыми и топовыми моделями сокращается, разные устройства сближаются по дизайну, функционалу, удобству. Удержать позиции на таком жестком рынке сможет лишь компания, глубоко понимающая своего потребителя, а чаще даже свой узкий сегмент потребителей, и адаптирующая сам продукт и способ его потребления под его нужды. А часть бизнес-процессов, например, логистику или рекламу, компания сможет передать на аутсорсинг таким же узким специалистам, для которых логистика или реклама будет ключевой компетенцией.

Система образования

Сможет ли дать предпринимателям все это традиционная система образования? И да, и нет. С одной стороны, часть обязательных предметов, таких, как, скажем, управленческий учет или корпоративные финансы, и быстрее, и веселее изучать коллективно. Кроме того, важность нетворкинга в образовании никто не отменял, как минимум два наших клиента благодарны престижным бизнес-школам, которые они закончили, в первую очередь за атмосферу и знакомства.

С другой стороны в том, что касается потребителя, рынка, управления людьми – это, скорее, требует индивидуального подхода. Каждой компании нужно найти свой путь к потребителю, и общее знание законов маркетинга в данном случае необходимое, но не достаточное условие. Искать эффективные способы общения с клиентами лучше на индивидуальной основе. А «законов управления людьми», с моей точки зрения, не существует вовсе, о чем я пишу в своей книге, стратегия работы с подчиненными полностью зависит от личности руководителя, и вырабатывать ее нужно строго индивидуально.

Таким образом, как нам кажется, образование будущего будет сочетанием индивидуального обучения с коллективным (с перевесом в пользу первого), нацеленным на комплексное развитие мышление слушателя и, в первую очередь, на его навыки эффективной коммуникации с подчиненными. При этом коллективные курсы (например, финансы, корпоративное управление, учет) слушатель сможет набирать сам, в зависимости от личной потребности.

Насколько мы можем судить, сейчас все бизнес-школы так или иначе экспериментируют с форматами обучения, ища оптимальный способ дать слушателям требуемое value за разумные money. Мы тоже вносим свой скромный вклад в этот процесс, развивая программу «Индивидуальный EMBA». Он не вносит существенного вклада в общий образовательный ландшафт ввиду нашей маленькой пропускной способности, это скроенные строго по индивидуальной мерке курсы для очень узкого круга желающих. Но со следующего года благодаря тому, что партнер компании Наталья Васильева  тоже подключится к программе, мы усилим обучающую программу элементами психологического тестирования и индивидуальных психологических консультаций. Это, кстати, тоже станет трендом образования в ближайшие годы. Предприниматель – живой человек, которому, чтобы хорошо понимать других, нужно в первую очередь научиться хорошо понимать себя.

Кроме этого, мы доработали саму программу обучение с учетом двухлетнего опыта (она стартовала осенью 2016 года). Перезапуск программы «Индивидуальный EMBA» уже начался, и в январе следующего года мы начнем работать со слушателями уже по новой методике.

Информация и услуги для бизнеса.
Не упускай важного, будь в курсе: Телеграмм, Facebook, Блог, Сайт

Святослав Бирюлин. Генеральный директор компании Sapiens Consulting, управленец с двадцатилетним стажем, практик, опытный консультант и преподавател
Святослав Бирюлин. Генеральный директор компании Sapiens Consulting, управленец с двадцатилетним стажем, практик, опытный консультант и преподавател