А давайте немножко о смешном :) Вернее — о смехе. Нам ведь смех нравится? А многие ли, смеясь, понимают природу смеха? И что если я вам скажу, что источник смеха — внутреннее напряжение и даже страх? Наверное, вы будете этому удивлены и даже захотите поспорить. Возможно. Но давайте я сначала объясню, почему я так считаю. А вы внимательно проследите за мыслью.
Многие знают по себе, что у смеха и плача есть много общего: и слезы, и ощущение разрядки, и «дыхательная гимнастика». После смеха и слез становится легче. Это действительно разрядка. А с чего начинается разрядка? — Правильно, с «зарядки», или с состояния заряженности.
По поводу чего человек плачет? — По поводу того, что его беспокоит. А над чем человек смеется? — Правильно, над тем же: над тем, что его беспокоит. Даже более того, человек смеется часто именно над тем, что для него является страшным или запретным. И поэтому беспокоит. И поэтому смешно (особенно, когда это все происходит с другим, а не с тобой, да?)
В качестве примера — детский юмор. Наверняка вам доводилось видеть, как дети прыскают со смеха при слове «пися». Или при слове «какашка». Сказал — и все засмеялись. А правда ли все? — Ну, во всяком случае все те дети, для которых слова «пися» и «какашка» являются запретными. Так, если для ребенка эти слова с помощью родительских наказаний стали запретными, то столкновение с этими словами напоминает столкновение с областью высокого напряжения. Так, ребенок знает, что его бы за это поругали, и поэтому когда слышит такие слова от другого — прыскает со смеха. «Напряжение тока» внутри — и разрядка. Это состояние своеобразного внутреннего парадокса, столкновения с тем, с чем сталкиваться нельзя, и поэтому возникает напряжение и следующая за ним разрядка смехом.
Но почему ребенок не плачет? — спросит внимательный читатель. Ведь, как и в случае с плачем, ребенок столкнулся с тем, что его тревожит и с тем, что для него является «областью напряжения». Да, спасибо за вопрос. Именно здесь мы и подходим к самому главному.
Смех и плач — это разные формы одной и той же разрядки. И форма эта зависит от картинки мира, в которой, по ощущению самого человека, он находится в настоящий момент.
Так, если на момент столкновения с «областью напряжения» человек мысленно находится в картинке «я слабый и маленький, а окружающий мир враждебный и против меня» — разрядка произойдет в форме плача.
А если на момент «напряжения» человек находится в картинке «я сильный и в безопасности, а мир вокруг меня добрый и дружественный», то разрядка происходит в форме смеха.
Вот и вся разница.
Таким образом, вы можете использовать смех (как и плач) в качестве диагностического средства: если человек над чем-то смеется — значит, для него эта область «заряжена». Эта тема его лично очень волнует. А поскольку люди смех скрывают реже, чем плач, то именно смех в этом плане оказывается наиболее показательным.
Катинка к этой статье тоже может быть диагностической. Кто-то, взглянув на нее, просто улыбнется, а кто-то не сможет сдержать смех. Как вы считаете, если глядя на эту картинку, человек прыскает — о чем это говорит? Что в этой картинке «смешного»?
Вспомните, над чем ржут подростки? — И вы поймете, что их волнует больше всего.
Над чем смеются семейные люди? — И вам станет ясно, какие у них опасения и скрытые мысли.
Над чем смеются разные профессии? — И вы поймете глубинные проблемы, говорить о которых в открытую нельзя, а хочется.
И, кстати, в заключении — неожиданный вывод: когда вы внутренне будете в полной гармонии и равновесии, вам ничто не будет смешно. И это будет так не потому, что вы грустны или подавлены. Напротив, вам будет хорошо. Просто — не смешно.