Когда вы инвестируете в биткойн, Litecoin, Ripple или другие криптовалюты, которые служат платежными единицами, их ценность интуитивно понятна. Ведь их можно потратить на вполне реальные товары и услуги. Например, швейцарский люксовый бренд Hublot выпустил ограниченную партию наручных часов, которые можно купить только за биткойны. За цифровую валюту сейчас можно купить недвижимость, автомобили, предметы роскоши, а с помощью сторонних сервисов можно расплатиться в тысячах магазинов и ресторанов по всему миру.
Но в чем смысл покупки токенов, выпускаемых блокчейн-проектами во время проведения ICO и потом циркулирующих на криптобиржах? Зачем платить за них реальные деньги?
Прежде всего, токены не стоит считать эквивалентом облигаций или акций. Покупая акции, инвестор юридически становится совладельцем компании и получает право участвовать в управлении предприятием и в распределении прибылей. Покупка токенов не делает инвестора акционером, да и права его определяются не законодательством, а лишь содержанием смарт-контракта.
Существует два типа токенов:
- Дивидендные («security token») - они дают право на участие в будущей прибыли компании. Таких токенов довольно мало, так как государственные регуляторы (например, SEC – комиссия по ценным бумагам США) оказывают давление на блокчейн-проекты, которые пытаются придать своим токенам свойства акций. Хорошим примером являются токены платформы кредитования Nexo, владельцы которых ежеквартально будут получать свою долю от прибылей компании.
Итак, инвестор получает выгоду от покупки дивидендных токенов двумя путями: через регулярные выплаты дивидендов и благодаря росту стоимости самих токенов. Очевидно, что дивидендные токены будут расти в цене, если компания будет показывать стабильные прибыли и делиться ими с инвесторами. Если коммерческая деятельность не ведется или прибылей нет, то ценность таких токенов для инвестора стремится к нулю.
- Утилитарные («utility token») - они используются как топливо для внутренних процессов распределенной сети и обмениваются на продукты или услуги компании. Например, они могут быть необходимы для открытия смарт-контрактов, использоваться для внутренних микроплатежей и документооборота, предоставлять скидки клиентам и т.п. Таких токенов абсолютное большинство на нынешнем крипторынке.
Цена утилититарных токенов должна напрямую зависеть от того, насколько востребованы сервисы и продукты блокчейн-компании – просто потому что их непосредственные пользователи блокчейн-решения. Так что для инвестора имеет смысл вкладываться в токены тех проектов, у которых растет число клиентов. Если блокчейн-продуктом никто не пользуется, то внутренняя стоимость токенов - такая же как у временных файлов Word.
В сумасшедшем 2017 году рост цен всех без исключения токенов был спекулятивным: то есть они дорожали лишь потому, что дорожал биткойн и весь крипторынок в целом. Инвесторами фактически не оценивались реальные достижения и финансовые показатели блокчейн-стартапов. В лучшем случае им давался кредит доверия.
Сейчас, когда от ажиотажа и следа не осталось, требования к блокчейн-проектам кардинально изменились! На первый план выходит не просто наличие востребованного продукта, но реальная коммерческая деятельность, наличие клиентов и положительного денежного потока.
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!
Я научу отличать проекты-пустышки от реально работающих блокчейн-компаний!