Главное, что следует знать о фильме "Мужья" (1970), тот факт, что снял его Джон Кассаветис, человек, снимавший американское независимое кино, когда это словосочетание ещё что-то значило. Кассаветис - один из самых непростых и неуютных режиссеров, которых можно только представить. Нет речь не о том, что его фильмы излишне интеллектуальны. Сложность киноработ Кассаветиса в том, что он берет банальные и знакомые многим ситуации, преподнося их с местами шокирующей искренностью. А героев своих фильмов демонстрирует в моменты максимальной слабости, поэтому часто при просмотре фильмов Кассаветиса возникает ощущение, что смотришь на то, что не предназначено для твоего взгляда.
Вернемся, однако, к "Мужьям". Три друга за сорок (их играют сам Кассаветис, Питер Фальк и Бен Газзара), которых можно условно отнести к американскому среднему классу встречаются на похоронах своего четветвертого друга. Поминки быстро превращаются в загул, и вот троица, бросив семьи, уже летит в Лондон с целью продолжить пьянку. Вот только загул в сорок существенно отличается от загула в двадцать, и, чтобы герои не делали, на душе становится только хуже. Экзистенциальное отчаяние среднего возраста такое: чем больше пытаешься забыться, тем сильнее чувствуешь себя прочно загнанным в болото семейных, рабочих и социальных обязательств. Финал фильма прост и эмоционально дискомфортен: Газзара остается в столице Британии, прожигать остатки своих накоплений, а герои возвращаются назад к семьям. Оба варианта в контексте фильма выглядят абсолютным жизненным тупиком. Кассаветис - не Уайлдер, всегда предпочитавший "подсластить горькую пилюлю", даже снимая формально комедию, он ставит перед зрителем жесткие вопросы, на которые совершенно честно не дает ответов.
PS. "Мужья" Кассаветисса - не тот фильм, который стоит смотреть в моменты эмоционального кризиса или экзистенциальных обострений. Если какое-то кино и можно назвать слишком честным и эмоционально искренним, то данная работа будет одной из первых на очереди.