Найти в Дзене

О свободной педагогике. (Исторические заметки)

Болтуны на занятиях, практическая ценность, «без лишних вопросов – учи, то, что надо»

Работа преподавателя всегда идет на стыке человеческого отношения и практической ценности. С одной стороны ты учишь чему-то других людей, с другой стороны ты вступаешь с этими людьми в отношения. Что важнее передать знания или «подружиться с аудиторией»? Возможно ли, сочетать педагогическую концепцию «учитель-друг» с обучением конкретному предмету?

Идёт занятие по йоге у младшей группы. Вдруг мальчик неожиданно спрашивает: «Артем Михайлович, а кто такие чукчи?». Йога и чукчи, где связь? Есть вариант замылить вопрос, и сказать нечто: «У нас сейчас йога, а не урок…(где им про чукчей расскажут, может на географии?) эээ, спросишь ещё на каком-нибудь предмете». Можно рассказать про чукчей, но тогда наткнешься ещё на множество разных вопросов. Возникает проблема: «Как быть?»

Вот два примера решения этой проблемы.

1) Я еду в маршрутке на пути домой. Пробка. На одной из остановок в газель еле залезает бабушка с внучкой. Внучке лет пять и она очень любознательная. Бабушке эта любознательность мешает, и она всячески пытается подавить поток вопросов, который обрушивает на неё ребенок. В какой-то момент девочка интересуется: «Бабуль, а почему мы так медленно едем, и почему машины стоят?». Бабушка, с видом недовольного эксперта, отвечает: «Час пик». «Бабуль, а что такое час пик?». Видно, что бабушка пытается вспомнить смысл этих странных слов, но не может и, в конце концов, отвечает ребенку: «Ты ещё маленькая, ничего не поймешь». На лице у старушки расплывается самодовольная ухмылка, а девочка, некоторое время обдумывает данный ответ и, задумчиво говорит: «Ааа, понятно». Также и учителя в школе, бывает, поступают с детьми: «Ты давай не задавай лишних вопросов – учи, то, что надо!». Первое решение – подавлять лишние вопросы.

2) Несколько лет назад ко мне на группу ходила девочка из Вальдорфской школы. На одном из наших занятий она мне рассказывает: «Мы у учительницы спросили, какие бывают шляпы. Целый урок нам рассказывали, какие шляпы носили в разные времена, из чего их делали, как можно самим сделать такие шляпы и ещё много всего интересного…». Т.е. у ребенка появился вопрос, не имеющий отношения к теме занятия, остальные дети тоже захотели больше узнать о шляпах и все получили развернутый и глубокий ответ. С точки зрения многих родителей – это дикость. Я, что, своего ребенка отдаю в школу, чтобы он вместо нормальных предметов про шляпы разговаривал? Но, что важнее, вдолбить ряд знаний или культивировать интерес детей к окружающему миру? Я склоняюсь ко второму, но по практике знаю, что многим родителем кажется, что самым верным будет вдалбливать знания. Второе решение – отвечать на вопросы ребенка соразмерно своему опыту.

Получается двойственная ситуация. Хочется, чтобы и предмет усвоился и на вопросы ответить. Учитель предметник обычно загнан в рамки по времени и по материалу. Какая тут свободная педагогика? Плюс у каждого родителя свой взгляд на школу и на то, что она должна давать ребенку. Формализм выигрывает у творчества. Ребенок хочет учиться, хочет узнавать новое, но вместо того, что его интересует сейчас, он получает то, что «вроде как нужнее».

Знания и практическая ценность для жизни оказываются разделенными. Знания – это та "фигня", которой учат в школе. Практика – это, то, что приходится осваивать самостоятельно. Когда я учился в школе, я ощущал всю бесполезность того, что мне приходится учить. Каждый день нужно было «перетерпеть». Пришлось придумывать для себя свою программу обучения. Покупать книги по предметам, которые могут мне реально пригодиться и ходить в школу для аттестата. Я люблю учиться, но школа – это не то место, где любовь к учебе – это неотъемлемый элемент образовательной программы.

Не отвечая на вопросы детей, ты ограничиваешь их интерес. Не даешь им уцепиться за что-то любопытное, чтобы впоследствии их любопытство вылилось в профессию или научную работу. Разговоры о шляпах – актуальнее, чем скучная зубрежка нудного предмета. Если ребенка что-то интересует нужно давать ему полную информацию. Ведь тут маленькая хитрость, получив ответы на одни вопросы, дети тут же хотят узнать ещё больше и глубже, а тут один шаг до самостоятельной учебы и поиска информации. Невдомек, это тем, кто затыкает ребят и пытается дать им знания, которые им ну, совершенно, сейчас не нужны и не актуальны.

Конечно, дисциплина, графики, учебные планы должны соблюдаться. Но, если среди очередного графика, вдруг появится «неуместная жажда знаний», эту жажду нужно утолить. Тогда и предмет твой будет ребятам интересен, и идти они к тебе будут охотнее.