Найти тему
Car&Travel

Автомобильные тросы: ликбез по видам и типам

Как водитель, много времени проводящий за пределами дорог, я имею достаточно большой опыт общения с главным средством самоспасения водителей - различными тросами и стропами для буксирования, выдёргивания, лебёдки и корозащиты, и хочу поделиться этим опытом с теми, кто задаёт на просторах интернета банальные, на мой взгляд, вопросы на тему: что купить? В чём разница между тросами? Сталь или синтетика? Витая или плоская?

Лебедочные тросы оставим профессионалам, а тут поговорим о буксировочных и динамических.

Буксировочные тросы бывают трёх основных видов: стальные, круглые синтетические, и плоские. Стальные, если мы не говорим о фурах и тяжёлой строительной технике, я бы отбросил сразу по несколькоим причинам:

1) Высокая жёсткость. Любые действия со стальным тросом сопровождаются резкими рывками, что негативно сказывается как на буксировочных проушинах, так и на сцеплении, и особенно - АКПП. Она вообще рывков не любит.

2) Неудобно хранить и пользоваться. Плохо сворачивается, много весит, со временем покрывается заусенцами.

3) В случае обрыва - крайне опасен для людей и техники.

Круглые тросы я тоже не люблю, так как они занимают больше места при хранении, чем плоские. Поэтому остановимся на плоских. Оптимальная длина такого троса - 6-7 метров. При большей длине велик риск, что кто то попытается встроиться между машинами. У меня один раз такой случай был. При меньшей длине - есть риск догнать буксир в гололёд.

По нагрузке чудес ждать не стоит - тоненькие сопли из АШАНа или из "Набора автомобилиста", независимо от того, что на них написано, 3,5, или 50 тонн, предназначены только для плавной буксировки небольших авто по очень ровной дороге. Нормальный буксировочный трос должен иметь ширину 7-9 сантиметров, и стоят такие обычно от 700 рублей и больше.

Важно, чтобы крепление троса к машине было с помощью шаклов (U-образная скоба с пальцем), а не крюком. Ситуаций, когда китайские крючки обрываются или разгибаются - не перечесть, а страдает при этом машина и окружающие зеваки.

Динамические стропы. Это уже более сложная и дорогая штука. Назначение динамического троса - работать "аккумулятором энергии" для усиления рывка буксира при вытягивании машины из засадного места. Хороший динамический трос при рывке увеличивает длину на 10-15%, и после снятия нагрузки возвращается в исходное состояние. Именно эти свойства позволяют с помощью динамической стропы вытянуть значительно более тяжёлый автомобиль с помощью лёгкого буксира. Пример - на этом видео. Тут и нарастающия сила рывков, и плохое сцепление шин с дорогой, и разница масс.

Тросы круглого сечения не рассматриваем, так как они, помимо большого объёма, очень плохо возвращаются в исходную форму. Многократные рывки им не по силам.

Динамическая стропа должна быть длиной 8-10 метров, и иметь предельную нагрузку примерно в 4 раза превышающую вес автомобиля, который будут ей вытягивать. Слишком слабая стропа может порваться, а слишком мощная - не будет растягиваться под небольшой массой. Крепление - только шаклами. Гаситель троса при использовании динамической стропы крайне желателен, так как при работе она копит в себе большую энергию, и при обрыве проушины одного из автомобилей вся эта энергия будет направлена в другой автомобиль или в людей вокруг. Если нет гасителя - используем куртку, тряпку, другой трос поперек динамки.

-2

Вытягивать машину динамическим тросом надо с помощью рывков, а не плавной тягой. Стропа сгладит рывки и увеличит их энегрию. Силу рывков лучше увеличивать постепенно, чтобы стропа не сработала слишком сильно, оборвав точки крепления. В случае с автомобилем без рамы оторваться может не только проушина, но и связанные с ней элементы конструкции. В интернете немало видео, где ниву рвут на части в попытках вытащить из засады.

Почему нельзя купить один буксировочный трос и им выдёргивать машину? Можно, но буксировочные тросы коротковаты для хорошего разгона буксира, плохо тянутся, и имеют много шансов порваться. Если выдёргиваете кого то буксировочным тросом - плавно наращивайте усилие и не допускайте рывков.

Почему нельзя буксировать машину на динамической стропе? Опять же таки - можно, но динамка длинная, что позволяет встроиться кому нибудь между машинами, не заметив буксира. Помимо этого, она тянется и запасает энергию: в некоторых ситуациях буксируемый может против своей воли приехать в зад буксиру. Ну и в конце концов, динамические стропы дорого стоят, и их жалко тереть об асфальт.

Полезно? Ставьте лайки и делитесь в соцсетях! Есть вопросы? Пишите в комментариях!