Кино - один из жанров искусства, где визуальный ряд может сопровождаться звуком. Это важно, так как образы в таком случае получают богатое наполнение, а взаимодействие со смотрящим становится полнее и глубже. При этом возможности монтажа, звукового акцентирования и повторной воспроизводимости, которых, например, нет в театре, создают оригинальный подход к образной репрезентации.
Речь в кино перешла с театральных подмостков, да и сами сценарии художественных игровых фильмов часто опираются на драматургические пьесы.В диалогах идет развитие самих героев и их взаимоотношений, иногда только через речь можно понять событие, которое было скрыто посредством монтажа.
Музыка (саундтрек) же появилась от практики первых немых фильмов, которые требовали сопровождение таперов. Порой это была незамысловатая фортепианная музыка, иногда - ансамблевая или оркестровая небольших коллективов. В наше время саундтреки смогли стать самостоятельным музыкальным жанром, записанным и распространяющимся отдельными альбомами. И появились композиторы, которые специализируются исключительно на киномузыке - даже если у них и есть произведения, написанные не для кино, они скорее известны по мелодиям из полюбившихся картин. Например, Ханс Зиммель и Эннио Морриконе.
Третий звуковой аспект в кино - звуковые эффекты и шумы - стали вводится режиссерами специально для акцента на деталях (практика была перенята из театра, но получила более сильное развитие).
Максимально полное и красивое применение всех трех видов звука можно наблюдать в фильме 2012 года “Анна Каренина” режиссера Джо Райта. Это экранизация романа Льва Толстого, известного всему миру. Все события в романе (и кино) происходят вокруг Анны Карениной - жены влиятельного петербургского чиновника. Ее роман с молодым офицером Вронским получает осуждение высоким обществом и обрекает Анну сначала на социальную изоляцию, а в итоге - толкает на самоубийство. По данным Википедии, было порядка 8 экранизаций в немом кино, 14 полнометражных звуковых лент, 10 сериалов и 2 балета. Это один из самых цитируемых сюжетов в мировой культурной сфере. Но данная экранизация (да простят меня поклонники версии Александра Зархи) является самой яркой как в визуальной репрезентации, так и в звуковом аспекте.
Я не буду рассматривать роль диалогов, хотя они выстроены в том темпоритме, который держит зрителя. Саундтрек тоже заслуживает особого анализа, так как Дарио Марианнели - автор музыки для не менее известных и ярких картин, является тонкочувствующим, и одновременно экспрессивным композитором. Но для описания его работы требуется отдельное эссе.
Я бы хотела сакцентировать внимание на использование звуковых эффектов и шумов в фильме - с их ритма с самого начала задается настроение всей картины. В первой сцене идет постепенно нарастание энергии через введение помимо музыки, отдельных звуковых эффектов от одиночного (звук заточки бритвы цирюльника) до массового проставления печатей офисными работниками в конторе.
Таким образом показано начало дня Степана Облонского (Стива) - брата Анны Карениной. Стоит отметить, что все массовые сцены, которые вводятся как контрапункт между диалоговыми сценами, всегда сопровождаются яркоритмизированными звуковыми эффектами. Например, повторная сцена в конторе и сцена сенокоса, в которых появляется Левин.
Вторая особенность массовых сцен состоит в том, что при показе “высокого” общества (а первая особенность касалась исключительно сцен с участием простого люда) вводятся шумы, имитирующие разговоры, перешептывания. Из мы слышим и в театре, и в сцене бала.
Внедрением такого средства режиссер показывает одно из главных действующих лиц - общество, под оценку которого попала Анна Каренина и жертвой которого она стала. И этот конфликт показан не только через визуальный ряд, но и через звук.
Наряду с эффектами, которые сопровождают массовые сцены, так же интересно применение отдельных акцентов - обычно они громче основного звукового повествования, как бы возвышаются над ним. Заточка бритвы, взмахи веером в сцене скачек, открытие дверей, шуршание платья и звук паровоза - короткие, но значимые звуковые ударения, направлены на показ сильного эмоционального напряжения.
В фильме “Анна Каренина” взаимодействие визуальности и звукового полотна выстроены таким образом, что держат внимание зрителя и акцентируют необходимые режиссеру моменты. Звук здесь является не дополнительным средством выражение, но таким же важным, как и картинка. Только через ровный строй звуков печати мы понимаем механичность офисной работы и только через шепоты высокого общества мы можем наблюдать главный конфликт между основными персонажами и социума.