В настоящий момент все люди близкие к авиации и болеющие за отечественную авиационную отрасль ждут новостей с масштабного проекта МС-21, который стал драйвером производства гражданских самолётов России. Всё больше и больше предприятий в преддверии серийного выпуска этой машины подключаются к изготовлению различных систем, деталей и агрегатов для магистрального самолёта XXI века.
Ульяновский авиационный завод «Авиастар-СП» для первой серийной машины уже произвёл и отправил на Иркутский завод, где происходит окончательная сборка комплект панелей фюзеляжа – это отсеки начиная от Ф1 до Ф5. Также собраны подкилевой отсек, изготовлены и упакованы все 11 дверей лайнера, собран отсек вспомогательной силовой установки. Кроме того, изготовлено и отправлено для монтажа хвостовое оперение – вертикальное, состоящее из киля с рулём направления и горизонтальное – стабилизатор с рулём высоты.
В конце ноября ОАО «Гидромаш» отгрузил уже пятый серийный комплект агрегатов шасси. Это предприятие официальный поставщик подкосов и цилиндров и других комплектующих шасси для нового отечественного пассажирского лайнера.
Агрегаты шасси этого производителя установлены на первые опытные машины и проходят лётные испытания. Применение стали высокой прочности и титанового сплава позволило сделать эти изделия высокопрочными и лёгкими – вес всей конструкции шасси не превышает и 2% от общей массы самолёта.
При лётных испытаниях успешно проверена их прочность, лайнер имитировал заход на посадку с касанием несколько раз взлётной полосы на скорости 280 км/час и пробежав некоторое расстояние, резко взмывал вверх. Этот тест конструкция шасси отработала отлично – ведь её узлы и агрегаты рассчитаны на 30 тысяч взлётов/посадок в течение 30 лет.
Ещё одно предприятие вошло в ряды поставщиков систем для нового воздушного судна МС-21 – это завод «Промтех-Дубна», где налажено производство бортовых кабельных сетей (БКС), спроектированных в ОКБ «Аэрокосмические системы». В этом КБ разработана первая кабельная сеть для крыла из композиционных материалов. Вся БКС перспективной машины XXI века создана по 3D-макету с полным циклом эталонирования и прошла процесс сертифицирования как отдельная система.
Сейчас все предприятия и КБ целенаправленно работают, чтобы машина получила как можно больше российских комплектующих, в частности, электроника на МС-21 уже имеет десятки узлов отечественного производства, а работа по импортозамещению коммутатора бортовой сети и вычислительной системы находится на завершающем этапе.
Проходит испытание опытных образцов систем и комплексов интегрированной модульной авионики поколения два, созданной в холдинге КРЭТ, которыми будут оснащены все гражданские воздушные суда, построенные в последние годы и являющиеся наиболее перспективными для российской авиации.
В XX веке драйвером технического развития были военные проекты, но ситуация изменилась с взвинчиваемыми темпами развития воздушных перевозок в нынешнем столетии. Гарантом стабильного роста прогресса стала гражданская авиация, применяющая передовые технологии и примером тому стал проект МС-21, где применяются такие передовые разработки, которые ещё даже не снились истребителям пятого поколения.