Найти тему

Что такое память?

Мы можем по памяти прочесть стихотворение из школьной программы за пятый класс, но при этом даже под дулом пистолета не сможем сказать, где вчера оставили ключи. Что это и почему мы постоянно что-то забываем, а казалось бы ненужную информацию храним годами?

Давайте разбираться.

Наша память — это процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации.

Память как свойство человека восхвалялась ещё древними греками. В то время были написаны знаменитые трактаты об ораторском искусстве, частью которого признавалась и тренировка памяти. Памяти в своих работах отдавали должное такие мыслители как Цицерон, Платон, Августин Блаженный и пр.

К чему этот исторический экскурс? А к тому, что знакомое многим словосочетание «ассоциативная память», о котором мы ещё поговорим, появилось благодаря одному из величайших древних умов, Аристотелю.

Аристотель выявил принципы, по которым наши образы и представления (см. статью о восприятии)могут связываться друг с другом. Эти принципы были названы принципами ассоциаций, и они делились на:

— ассоциации по смежности: образы вызываются другими образами, если в прошлом они переживались одновременно или последовательно друг за другом (аромат определённого парфюма может вызвать воспоминания о вечере, в который вы чувствовали этот аромат);

— ассоциации по сходству: видим на улице собаку — вспоминаем свою собаку, оставшуюся дома;

— ассоциации по контрасту: как по сходству, только наоборот :-)

Был ещё такой замечательный дяденька, Герман Эббингауз, который (ещё даже ста лет не прошло!) в 30-х годах 20-го века придумал способ изучить память отдельно от ассоциаций. И он таки изучил. Эббингауз предлагал испытуемым заучивать наборы бессмысленных слогов. А мы все помним, что память — это не только запоминание и хранение, но ещё и воспроизведение информации; ну вот и Эббингауз про это не забыл — попросил испытуемых воспроизвести, что они там назаучивали. И таким образом открыл кривую забывания.

ВК почему-то не хочет прикреплять изображение, поэтому поясню на пальцах. После заучивания мы забываем большую часть информации (около 40% за первые 20 минут, обалдеть, да?) в первые сутки, потом забывание постепенно замедляется, и к концу месяца мы твёрдо помним где-то 20% заученной информации. Это при условии одного повторения.

Отсюда лайфхак: если вы хотите, чтобы материал остался в памяти в как можно большем объёме и надолго (чтобы хватило с начала семестра и до сессии, например), увеличивайте число повторений. Причём важно не столько количество повторений, сколько их периодичность: лучше 5 повторений по одному в день, чем 8, но подряд — так вы освежаете информацию по мере забывания. К слову, на этом принципе строится преподавание в школах Вальдорфской педагогики.

А теперь ещё несколько теорий, которые помогут вам лучше запоминать информацию. Про сами эти теории и то, о чём они говорят, можете загуглить, ну или же я когда-нибудь о них напишу (быстрее загуглить, да).

Приверженцы ассоциативного подхода говорят, что лучше всего запоминать материал по (да ладно?!) ассоциациям. Например, я запомнила свой номер телефона так: номер моей школы, номер моей квартиры, три моих этажа)

Бихевиористы близки к ассоцианистам, только добавляют, что в усвоении материала важно также подкрепление — положительное или отрицательное. Так что можете после каждого заученного параграфа съедать конфетку с определённым вкусом, например. Ну или попросите, чтобы вас секли розгами — это уже дело выбора).

Психоанализ подчёркивает роль эмоций в запоминании — эмоционально окрашенные ситуации врезаются в память намного прочнее, чем то, что нас не интересует. Припомните-ка пару случаев, когда вам было действительно обидно. А теперь навскидку и быстро — куда вы положили чайную ложку. Вот так вот). Также подвижники психоанализа выделяют большую роль мотивации при заучивании материала - чем вам нужнее, тем активнее вы проявляете волю, а значит и запоминаете лучше. Только тут не стоит себя обманывать: если вы думаете, что вам надо выучить всё к экзамену (чем не мотивация?), но на самом деле считаете информацию лично для себя бесполезной, чуда не случится.

Поэтому что? Правильно. При запоминании материала:

а) придумывайте ассоциации к нему и запоминайте через них;

б) подкрепляйте запомненный материал положительно или отрицательно;

в) если запоминаемая информация вас вообще никак не трогает (если трогает, вы и так запомните), придумывайте к ней эмоционально окрашенные ассоциации. Вспомните серию Ералаша про «одуванчик полевой, лекарственный»; думаю, мальчишка, представляя себе положительные эмоции от реакции класса на его доклад, хорошо запомнил, где растёт одуванчик и для чего применяется;

г) ну и мотивация - раз вам зачем-то приспичило выучить какой-либо материал (экзамен там у вас или вы просто разучиваете любимую песню), хорошенько, — вот прям качественно, в картинках, — представьте себе несколько ситуаций когда он вам пригодится и как хорошо будет, если вы сможете им воспользоваться.

Ещё есть теория гештальт-психологов. Во-первых, как и психоаналитики, они делают упор на мотивацию. А во-вторых (собственно, гештальт), на завершённость запоминания. Блюма Вульфовна Зейгарник в своё время провела эксперимент, при помощи которого выяснила, что люди лучше запоминают действия, которые по каким-то причинам не смогли завершить, чем законченные действия (закрытые гештальты). Этот феномен был назван эффектом Зейгарник. Иными словами, если вы хотите что-либо забыть, отложить на заднюю полку, вам нужно закрыть связанный с этим гештальт. Например, вам до сих пор аукается то, что вас незаслуженно оскорбили и теперь вы чувствуете себя обиженным; в этом случае нужно высказать всё, что вы думаете по этому поводу — причём не всегда важно, высказываете вы это непосредственно обидчику, своему лучшему другу или моделируете ситуацию у себя в голове. Желание рассказать о невзгодах друзьям часто может оказаться желанием закрыть гештальт какой-то проблемы, сделать её неактуальной и убрать на дальнюю полку.

Выготский, а также представители деятельностного подхода (в частности Смирнов и Зинченко — это если полезете искать инфу в интернете), говорили о произвольной природе памяти, то есть о зависимости запоминания от мышления и воли человека. Собственно, на их теориях и строится возможность управлять своей памятью, в которой каждый может лично убедиться.

Статья получилась довольно объёмной, поэтому о видах и характеристиках памяти я напишу в следующей.

Прошу любить и не жаловаться,

Ваша Антонина Осколкова.