Мы можем по памяти прочесть стихотворение из школьной программы за пятый класс, но при этом даже под дулом пистолета не сможем сказать, где вчера оставили ключи. Что это и почему мы постоянно что-то забываем, а казалось бы ненужную информацию храним годами?
Давайте разбираться.
Наша память — это процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации.
Память как свойство человека восхвалялась ещё древними греками. В то время были написаны знаменитые трактаты об ораторском искусстве, частью которого признавалась и тренировка памяти. Памяти в своих работах отдавали должное такие мыслители как Цицерон, Платон, Августин Блаженный и пр.
К чему этот исторический экскурс? А к тому, что знакомое многим словосочетание «ассоциативная память», о котором мы ещё поговорим, появилось благодаря одному из величайших древних умов, Аристотелю.
Аристотель выявил принципы, по которым наши образы и представления (см. статью о восприятии)могут связываться друг с другом. Эти принципы были названы принципами ассоциаций, и они делились на:
— ассоциации по смежности: образы вызываются другими образами, если в прошлом они переживались одновременно или последовательно друг за другом (аромат определённого парфюма может вызвать воспоминания о вечере, в который вы чувствовали этот аромат);
— ассоциации по сходству: видим на улице собаку — вспоминаем свою собаку, оставшуюся дома;
— ассоциации по контрасту: как по сходству, только наоборот :-)
Был ещё такой замечательный дяденька, Герман Эббингауз, который (ещё даже ста лет не прошло!) в 30-х годах 20-го века придумал способ изучить память отдельно от ассоциаций. И он таки изучил. Эббингауз предлагал испытуемым заучивать наборы бессмысленных слогов. А мы все помним, что память — это не только запоминание и хранение, но ещё и воспроизведение информации; ну вот и Эббингауз про это не забыл — попросил испытуемых воспроизвести, что они там назаучивали. И таким образом открыл кривую забывания.
ВК почему-то не хочет прикреплять изображение, поэтому поясню на пальцах. После заучивания мы забываем большую часть информации (около 40% за первые 20 минут, обалдеть, да?) в первые сутки, потом забывание постепенно замедляется, и к концу месяца мы твёрдо помним где-то 20% заученной информации. Это при условии одного повторения.
Отсюда лайфхак: если вы хотите, чтобы материал остался в памяти в как можно большем объёме и надолго (чтобы хватило с начала семестра и до сессии, например), увеличивайте число повторений. Причём важно не столько количество повторений, сколько их периодичность: лучше 5 повторений по одному в день, чем 8, но подряд — так вы освежаете информацию по мере забывания. К слову, на этом принципе строится преподавание в школах Вальдорфской педагогики.
А теперь ещё несколько теорий, которые помогут вам лучше запоминать информацию. Про сами эти теории и то, о чём они говорят, можете загуглить, ну или же я когда-нибудь о них напишу (быстрее загуглить, да).
Приверженцы ассоциативного подхода говорят, что лучше всего запоминать материал по (да ладно?!) ассоциациям. Например, я запомнила свой номер телефона так: номер моей школы, номер моей квартиры, три моих этажа)
Бихевиористы близки к ассоцианистам, только добавляют, что в усвоении материала важно также подкрепление — положительное или отрицательное. Так что можете после каждого заученного параграфа съедать конфетку с определённым вкусом, например. Ну или попросите, чтобы вас секли розгами — это уже дело выбора).
Психоанализ подчёркивает роль эмоций в запоминании — эмоционально окрашенные ситуации врезаются в память намного прочнее, чем то, что нас не интересует. Припомните-ка пару случаев, когда вам было действительно обидно. А теперь навскидку и быстро — куда вы положили чайную ложку. Вот так вот). Также подвижники психоанализа выделяют большую роль мотивации при заучивании материала - чем вам нужнее, тем активнее вы проявляете волю, а значит и запоминаете лучше. Только тут не стоит себя обманывать: если вы думаете, что вам надо выучить всё к экзамену (чем не мотивация?), но на самом деле считаете информацию лично для себя бесполезной, чуда не случится.
Поэтому что? Правильно. При запоминании материала:
а) придумывайте ассоциации к нему и запоминайте через них;
б) подкрепляйте запомненный материал положительно или отрицательно;
в) если запоминаемая информация вас вообще никак не трогает (если трогает, вы и так запомните), придумывайте к ней эмоционально окрашенные ассоциации. Вспомните серию Ералаша про «одуванчик полевой, лекарственный»; думаю, мальчишка, представляя себе положительные эмоции от реакции класса на его доклад, хорошо запомнил, где растёт одуванчик и для чего применяется;
г) ну и мотивация - раз вам зачем-то приспичило выучить какой-либо материал (экзамен там у вас или вы просто разучиваете любимую песню), хорошенько, — вот прям качественно, в картинках, — представьте себе несколько ситуаций когда он вам пригодится и как хорошо будет, если вы сможете им воспользоваться.
Ещё есть теория гештальт-психологов. Во-первых, как и психоаналитики, они делают упор на мотивацию. А во-вторых (собственно, гештальт), на завершённость запоминания. Блюма Вульфовна Зейгарник в своё время провела эксперимент, при помощи которого выяснила, что люди лучше запоминают действия, которые по каким-то причинам не смогли завершить, чем законченные действия (закрытые гештальты). Этот феномен был назван эффектом Зейгарник. Иными словами, если вы хотите что-либо забыть, отложить на заднюю полку, вам нужно закрыть связанный с этим гештальт. Например, вам до сих пор аукается то, что вас незаслуженно оскорбили и теперь вы чувствуете себя обиженным; в этом случае нужно высказать всё, что вы думаете по этому поводу — причём не всегда важно, высказываете вы это непосредственно обидчику, своему лучшему другу или моделируете ситуацию у себя в голове. Желание рассказать о невзгодах друзьям часто может оказаться желанием закрыть гештальт какой-то проблемы, сделать её неактуальной и убрать на дальнюю полку.
Выготский, а также представители деятельностного подхода (в частности Смирнов и Зинченко — это если полезете искать инфу в интернете), говорили о произвольной природе памяти, то есть о зависимости запоминания от мышления и воли человека. Собственно, на их теориях и строится возможность управлять своей памятью, в которой каждый может лично убедиться.
Статья получилась довольно объёмной, поэтому о видах и характеристиках памяти я напишу в следующей.
Прошу любить и не жаловаться,
Ваша Антонина Осколкова.