Античные, светские, христианско-ортодоксальные источники о возникновении теории "бессмертной души".
1)
-"Скажи, как мы рассудим: смерть есть ничто?"
[...]" Не что иное, как отделение души от тела, верно? А "быть мертвым" - это значит, что тело, отделенное от души, существует само по себе и что душа, отделенная от тела - тоже сама по себе?..."
[...] " Но ведь душа не принимает смерти?"
-"Нет"
-" Значит, душа бессмертна?"
-"Бессмертна".
( Платон. Федон. // Философы Греции. М. Харьков, 1999. Стр. 184-185).
2)
"Вавилонские богословы уделяли большое внимание вопросу бессмертия. [...] Ни простой народ, ни религиозная элита не допускали и мысли о возможности полного исчезновения того, что однажды появилось на свет. Смерть была переходом к другой жизни".
( Jastrow M., Jr. The Religion on Babylonia and Assiria. Бостон, 1898. Стр.556).
3)
"Слово (нефеш) в Ветхом Завете никогда не обозначает "бессмертную душу", это просто жизненное начало или живое существо. Это можно видеть в стихах (Быт.1:20, 21, 24) где (нефеш) с прилагательным (живая) указывает на животных и переводится как - "душа живая". Тот же самый еврейский термин встречается затем в рассказе о сотворении человека в (Быт.2:7). [...] Слово (нефеш) с прилагательным (мертвый) означает мертвого человека, труп (Числ.6:6).
[...] Еврейское мышление не допускает существования "нефеш" без тела. [...] В Новом Завете слову (нефеш) соответствует греческое слово (психе).
( Евангелический словарь библейского богословия. СПб., 2000. Стр. 294-295).
4)
"Ветхий Завет не признает за душой самостоятельного существования вне тела . Ни один текст не говорит отчетливо о существовании души ни до рождения человека, ни после его смерти. [...] Слово душа и тело в Новом Завете всегда обозначает не разные "части" человека, а всего человека в его различных аспектах".
( Католическая энциклопедия. М., 2002. Т.1. Стб.1729-1730).
6)
"Лишь после соприкосновения с греческой культурой у евреев начало формироваться учение о душе как автономном факторе и даже о ее бессмертии. [...] В античности концепции души, оказавшие наибольшее влияние на последующую мысль, принадлежат Платону и Аристотелю".
(Католическая энциклопедия. Т.1. Стб.1729-1730) - там же, где и пункт "5".
7)
"Человек рассматривается в Библии как единое целое. Здесь ничего не говорится о бессмертной душе, запертой в тленное, греховное тело. [...] Встречая в Ветхом Завете слово "душа", мы должны понимать , что там оно означает всего человека. [...] В Новом Завете слово "душа" употребляется в сходном смысле и означает - "человек" ".
( Библейская энциклопедия. М.: Российское библейское общество, 1996. Стр. 145).
8)
"В послеапостольской Церкви представления о душе складывались под влиянием греческой философии"
( Теологический энциклопедический словарь. М.,2003. Стр. 422).
9)
"В Средние века иудейское учение о душе вобрало в себя неоплатонические и мусульманские концепции. [...] Диалоги Платона оказали значительное влияние и на христианских теологов. Некоторые из них обращались к наследию Платона, формулируя понятия...бессмертия души".
( Кон-Шербон Д., Кон-Шербон Л. Иудаизм и христианство. М., 1995. Стр. 63, 164).
От себя лично хочется высказать сожаление о том, что столь ценные сведения, даже в трудах ортодоксального христианства, уступают в приоритетности перед суеверным и многовековым наследием верующих.