Найти в Дзене
Ева Горобец

Сказочный и реальный мир в фильме “Кристофер Робин” (2018)

Нарратив (или повествование) - это основная идея, которая присутствует, за некоторым исключением, в большинстве кинофильмов. История, которую рассказывает режиссер - это некий стержень всей картины, на который нанизываются события, характеры героев, их развитие и развитие взаимоотношений.

Повествование в фильме может как простым, с одной линией - линией главного героя (см. “Жена”, 2018), так и многоуровневое, в котором зритель может порой “заблудиться”, так как основная история может подкрепляться множеством мелких или заменяться новой (“Древо жизни”, 2010). Это требует от зрителя разной степени вовлечения, поэтому часто можно встретить простой сюжет, но со сложной компьютерной графикой или спецэффектами, и наоборот - сложные сюжеты часто сопровождаются более простыми визуальными средствами.

Для иллюстрации того, как могут развиваться нарративные линии в кино, проанализируем последний фильм режиссера Марка Фостера “Кристофер Робин”, который был снят в 2018 году. Это достаточно простая история, которая очень популярно среди семейных повествований - история Кристофера Робина, Винни-Пуха и его друзей. Марк Фостер уже обращался к сказочным историям - в 2004 им был снят фильм “Волшебная страна” по мотивам сказки о Питере Пене. Кстати, с точки зрения развития нарратива, можно проследить очень схожие черты с “Кристофером Робиным”.

История про Винни-Пуха и Кристофера Робина - одна из самых популярных в мире, по которой отснято большое количество как художественных фильмов, так и мультипликационных. Это сказка о мальчике и его игрушках, которые оживают в фантазиях ребенка. Фильм начинается именно с этого мира - когда Кристофер Робин играет с живыми игрушками и сообщает о том, что его отправляют в школу.

С этого момента нарративные линии главных героев расходятся: появляется линия Кристофера и линия сказочного мира. В первом мире живет повзрослевший Кристофер со своей семьей, которому приходится много работать.

-2

Во втором - Винни-Пух, Пятачок, Йа, Кенга, Тигра и Ру ждут своего старого друга, который обещал не забывать про них, в мрачном Сказочном лесу.

Эти две истории развиваются отдельно до того момента, пока Винни не теряет своих друзей и не решает найти Кристофера Робина для помощи в их поисках. Он выходит в реальный мир через дерево - символическую дверь из одного мира в другой. И совершенно случайно происходит его встреча с уже взрослым другом детства.

-3

Таким образом, происходит проникновение одной линии в другую - пока только через перемещение одного сказочного персонажа. Но с проходом Робина через “дверь” снова эти линии соединяются в одну. Несколько раз происходит смешение линий в обоих мирах - то игрушки появляются во “взрослом” окружении, то “люди” заходят в сказку. Постепенно эти линии полностью совмещаются, что закругляет форму повествования всей картины.

-4

Таким, очень несложным, способом режиссер показывает конфликт между миром детства и миром взрослых, разрывая линии надвое, и разрешает его через соединение двух миров.