Найти тему
СамолётЪ

Датчик. Всем хором: тридцать донских казаков отказались вернуться из США в Россию

Оглавление

В декабре 1999-го случился скандал: во время гастролей в США почти половина Ростовского ансамбля донских казаков отказались возвращаться домой. Причины у такого решения были вовсе не политические: артисты заявили, что им надоело прозябать на Родине на копеечную зарплату.

Государственный академический ордена Дружбы народов ансамбль песни и пляски донских казаков - призер многочисленных международных фестивалей - был создан еще в 1936 году. В основу концертной программы были положены народно-песенные традиции Донского края.

В сентябре 1999 года 72 человека под руководством народного артиста России Анатолия Квасова отправились в трехмесячное гастрольное турне по 64 крупнейшим городам Америки с заездом в Канаду. Из гастрольной поездки не вернулось 30 человек.

Как рассказывал тогда руководитель труппы, о решении членов своего коллектива остаться в Штатах он стал догадываться примерно в середине гастрольного тура. Они честно отработали гастроли и лишь потом разъехались кто куда - в Нью-Йорк, Миссури, Колорадо. Кстати, почти все 30 человек, не пожелавшие вернуться на родину, так или иначе через 5 - 6 лет должны были бы покинуть коллектив из-за своего возраста. Последняя возможность заработать неплохие деньги и была ими использована.

Анатолий Квасов тогда сокрушался: - А вы знаете, сколько здесь зарабатывают артисты? 400, в лучшем случае 600 рублей. Я говорил министру культуры о нищенской зарплате. Участники коллектива постоянно получали предложения от других трупп.

Тогдашний директор ансамбля Наталья Шепелева была уверена, что решение остаться в Америке артисты приняли спонтанно:

- Мы провели почти 3 месяца, и это, похоже, подкосило ребят: втянулись в богатство и обустроенный быт и не захотели возвращаться. Но сколько они так, нелегальными эмигрантами, протянут? Да ведь и семьи тут остались - жены, дети.

Работать артисты собирались кем угодно. В России их зарплата составляла 20 долларов в месяц, в «Америке-разлучнице» эту сумму можно было заработать за час-другой продавцом-зазывалой в магазине, особенно если казачью форму надеть. А уж если повезет работать артистом, то и побольше, считала Шепелева.

- Ничего, ансамблю надо это пережить, набрать новых артистов.
Но на восстановление, похоже, ушел не один год: «невозвращенцы» были именитыми и титулованными вокалистами и танцорами, заменить их было очень нелегко.

О том, как сложилась судьба казаков-невозвращенцев, рассказала в 2009 году корреспонденту «АиФ на Дону» Александру Ключникову бывшая солистка ансамбля Валентина Квасова.

- Помнится, когда гастроли в США только начинались, в ансамбле начали ходить разговоры: мол, надо оставаться в Америке - другого такого шанса не будет. Говорили не от хорошей жизни. Тогда зарплаты в ансамбле были просто смехотворные даже по ростовским меркам, музыканты жили в полуразрушенном общежитии. Хотя вопрос был не только в деньгах. Каждый настоящий артист желает добиться успеха, стать профессионалом. Я всю жизнь занималась народными танцами. А хотелось выучить и другие стили, танцевать в шоу на Бродвее... Когда тебе двадцать два, дух авантюризма ещё очень силён. И я решила остаться.

- Мечты сразу стали сбываться?

- Увы. Конечно, я и мои коллеги по ансамблю прекрасно понимали, что мы не суперзвёзды, чтобы за нами с контрактами бегали импресарио. Но всё оказалось ещё хуже - мы вообще никому не были нужны в Америке: артисты-эмигранты с плохим знанием языка. Надо было как-то выживать. Чем только не занималась: вспомнила, что в детстве увлекалась конным спортом, и пошла работать на конюшню. Выносила навоз, потом доверили выезжать лошадей. Потом поступила как многие эмигранты: пошла официанткой в кафе.А после работы я брала уроки танцев, ходила по кастингам, пробовала участвовать в различных шоу. Понимаете, это в России всем управляют "понты", а здесь, в Америке, нет такого понятия. Любая работа считается уважаемой. Если ты трудишься - значит, ты достойный член общества. Дети миллионеров точно так же работают официантами или разносчиками, и никто не тыкает в них пальцем. Не зря всё-таки говорят, что это страна больших возможностей.

- Вы ощутили эти возможности на себе?

- Пожалуй, да. В ресторане, где я работала, узнали, что я пою, и предложили, помимо основной работы, ещё и выступать перед посетителями. Так и пошло: день разношу тарелки, день пою. Некоторые клиенты, как мне сказали в ресторане, начали приходить специально на мои выступления. Заодно получила приглашение танцевать в одном шоу. Но хотелось какой-то постоянной работы. Здесь, в Нью-Йорке, есть несколько профессиональных русских ансамблей, в один из них, "Барыню", я и решила попасть. Позвонила, оставила сообщение, но мне никто так и не перезвонил. Прошёл год, уже и забыла про эту затею, а тут на Гудзоне как раз проходили любительские соревнования по гребле. Я ею ещё в России занималась, здесь тоже старалась форму поддерживать - в общем, выиграла гонку. Один из зрителей подошёл поздравить, русский. Разговорились. Я рассказала, что профессиональная танцовщица, он ещё удивился, почему я в "Барыне" не танцую. "Звонила - не ответили, набиваться не стала", - говорю. Он вдруг телефон достаёт: "Мы эту ошибку быстро исправим". Оказалось, этот человек был близким другом продюсера "Барыни" Миши Смирнова. Он устроил мне просмотр. Посмотрев, как я танцую, Миша тут же взял меня в состав.

- Сейчас это и есть ваше место работы?

- Уже два года, как я в "Барыне" являюсь хореографом. Выступать здесь интересно - у нас много гастролей. С концертами объездили уже половину США. К тому же я участвую не только в "Барыне". Несколько лет назад меня пригласили поработать в "Ривер Дэнс" - это очень известный танцевальный коллектив с мировой славой. А в 2001-м я ещё и попала в кино. Тогда снимался российско-американский фильм "Невеста по почте". С нашей стороны в нём участвовали Николай Чиндяйкин, Александр Лазарев, а из "местных" - Дени Айело ("Крёстный отец", "Однажды в Америке", "Леон" - Прим. ред.) Хотя у меня там был всего лишь крошечный эпизод, но попробовать себя в кино было интересно.

- Может, вы уже и с кем-то из голливудских звёзд на дружеской ноге?

- Ну что вы, не настолько, конечно... Немного знакома с Шоном Пенном, с Сарой Джессикой Паркер. А вообще на Манхэттене в барах можно встретить практически любую знаменитость. Хотя подходить к ним не принято: здесь это считается неприличным.

- Вы постоянно упоминаете об американских традициях. Сами уже привыкли к ним? Или всё же что-то не может принять русская душа?

- Особых сложностей с адаптацией не возникло. В Нью-Йорке человек любой национальности не чувствует себя чужим. Что удивило и порадовало, так это обострённое чувство вежливости, свойственное американцам. Толкаться, огрызаться, хамить - здесь это воспринимается как дикость. Но не могу никак привыкнуть к совершенно другой, чем у нас, форме общения между друзьями и знакомыми. У нас, в Ростове, двери никогда не закрывались, дом постоянно был полон гостей. Здесь даже друзья ходят в гости очень редко. Иной раз помою у себя в квартире полы и думаю: "Господи, хоть бы кто-нибудь пришёл да наследил..."

- Вы общаетесь со своими бывшими товарищами?

- С теми, кто тоже остался в США? К сожалению, наши пути разошлись. Я знаю, первое время некоторые из них играли в ресторане "Русский самовар" на Брайтон-Бич, но где они сейчас, не знаю. Доходили слухи, что двое музыкантов работают где-то на ферме в Колорадо… К сожалению, не у всех, кто рассчитывал начать в Америке новую жизнь, это получилось.

СамолётЪ