Есть режиссеры, чей авторский стиль узнаешь с первых минут. Один из таких мастеров — Тим Бёртон. Мрачное очарование его миров завоевало сердца многих зрителей.
Начинал свою карьеру Тим Бёртон в мультипликации. Но быстро понял, что ему не интересны классические диснеевские мультфильмы. В 1982 году он снимает короткометражку «Винсент», в котором уже видны основные элементы стиля режиссера: не похожий на других главный герой, мрачный мир в темных тонах, разговоры о жизни и смерти.
В 1984 году Тим Бертон выпускает первую версию фильма «Франкенвини». История о мальчике, у которого погибает любимый пес. Но он не хочет смириться с потерей и оживляет своего питомца. История основана на личный переживаниях Тима Бёртона, который в детстве потерял свою собаку. Может быть поэтому, собаки впоследствии появляются в большинстве его фильмов. Но студии Дисней не понравилась работа Тима Бёртона, и его уволили за «пустую трату бюджета». А 23 года спустя студия сама обратилась к режиссеру с предложением снять историю пса Франкенвини снова. И в новом мультфильме Тим Бёртон воплотил свои идеи, оставшиеся с 1984 года.
От мира мультипликации Бёртон взял привычку детально прорисовывать декорации и костюмы своих героев. Он создает свой особый мир, узнаваемый с первых кадров. В фильмах режиссера представлены разные цвета: солнечные краски городка из «Эдварда руки-ножницы», приглушенные тона «Сонной Лощины» и «Алисы в Стране чудес», яркие темные тона «Чарли и шоколадной фабрики» и «Битлджуса», и, конечно же, черно-белые «Эд Вуд» и «Франкенвини». Режиссеру удается гримом и костюмами создать угадываемый готический образ, который великолепен в любых цветах.
Его увлечение готикой не случайно. Тим Бёртон поклонник фильмов-ужастиков начала 20 века. На него повлияли фильмы «Дракула»(1931), «Метрополис»(1927), «Носферату, симфония ужаса»(1922), «Франкенштейн»(1931). В своих фильмах Бёртон иногда даже цитирует кадры из этих фильмов.
В фильмах Тима Бёртона еще одним персонажем выступает смерть. Но она не в роли злодейки, а скорее как что-то неизбежное и обыденное. Бояться ее бесполезно, надо просто принять тот факт, что она есть и каждый с ней встречается рано или поздно.
Свои некоторые идеи фильмов Тим Бёртон берет из книг. «Алиса в стране чудес», «Эд Вуд», «Сонная лощина», «Крупная рыба», «Чарли и шоколадная фабрика», «Дом странных детей Мисс Перегрин» были сняты по книгам. Но режиссер не просто копирует книгу, а выбирает для себя интересного персонажа, странного, не похожего на других, и раскрывает историю с его стороны.
Еще одной особенностью фильмов Бёртона стали актеры Джонни Депп и Хелена Бонем Картер. Их образы всегда получаются яркими и запоминающимися. Джонни Депп стал близким другом режиссеру, а Хелена Бонем Картер какое-то время была его женой. Их творческий союз стал удачей для всех троих. Джонни Депп говорит, что будет сниматься в фильмах Тима Бёртона до конца своих дней. Это тот случай, когда внутренние и внешние мотивации в гармонии друг с другом, и актеры не играют, а проживают своих героев.
Миры Тима Бёртона — это место для жизни странных героев в мрачных готических декорациях. И если вам хочется узнать, что такое быть иным, не таким как все — смотрите фильмы Тима Бёртона и наслаждайтесь особым внешним и внутренним миром его героев.