Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

По простому о сложном. Апофения или глубинные предрассудки любителей боевых искусств

Сегодня у меня было замечательное общение с коллегами по цеху. Два часа меня убеждали в истинности ряда заблуждений из мира ушу, что тащат свой облезлый хвост из "благословенных девяностых". Один из таких "мощных" тезисов звучал так: У всех китайских стилей - общая базовая подготовка, именуемая цзибэньгун (基本功 jīběngōng). Дискуссия у нас в какой-то момент зашла в тупик, развернутое содержание не вижу смысла здесь приводить. Однако людям думающим и интересующимся ушу хочется привести пару мыслей для размышлений самостоятельных. Итак. Одинаковость цзибэньгун подразумевает, например:
Родоначальники всех без исключения стилей, вне зависимости от этнической принадлежности, социального положения, образования, жизненного опыта, региона и периода проживания - мыслили совершенно одинаково. Мне это представляется нереальным, хотя бы по этим причинам: Либо:
II. ВСЕ без исключения стили происходят из одного корня. Даже в Центральном Институте Гошу (中央国术馆 zhōngyāng guóshùguǎn), где в нач

Сегодня у меня было замечательное общение с коллегами по цеху. Два часа меня убеждали в истинности ряда заблуждений из мира ушу, что тащат свой облезлый хвост из "благословенных девяностых".

Один из таких "мощных" тезисов звучал так:

У всех китайских стилей - общая базовая подготовка, именуемая цзибэньгун (基本功 jīběngōng).

Дискуссия у нас в какой-то момент зашла в тупик, развернутое содержание не вижу смысла здесь приводить. Однако людям думающим и интересующимся ушу хочется привести пару мыслей для размышлений самостоятельных. Итак.

Одинаковость цзибэньгун подразумевает, например:
Родоначальники всех без исключения стилей, вне зависимости от этнической принадлежности, социального положения, образования, жизненного опыта, региона и периода проживания - мыслили совершенно одинаково.

Мне это представляется нереальным, хотя бы по этим причинам:

  • Поднебесная - третья по площади страна на планете, с довольно сложным рельефом, что затрудняло в прежние времена внутреннюю логистику и сообщение вплоть нашего времени, когда стали активно строить высокоскоростные автомобильные и железнодорожные дороги как "артерии для жизни страны". Но и сейчас есть места, куда просто так не добраться, но со Старым ушу там всё ещё хорошо.
  • Китай населяют порядка 52 национальностей Несмотря на тщательную работу по единению нации под эгидой КПК, они и сейчас сильно отличаются, сохраняя свои уникальные обычаи и традиции. В том числе и боевые искусства. И мы о таких неизвестных у нас стилях будем регулярно рассказывать.
  • в Старом Китае деревня, как основа общества, строилась в рамках конфуцианской автаркии. Это значит - было очень замкнутым, без серьезной необходимости не стремящимся к взаимному обмену как товаром, так и информацией.

Либо:
II.
ВСЕ без исключения стили происходят из одного корня.

Даже в Центральном Институте Гошу (中央国术馆 zhōngyāng guóshùguǎn), где в начале ХХ-го века в первые начали исследовать историю китайских боевых искусств с позиции научно-исторического подхода, первоначально распределяли все известные им стили по трем "источникам возникновения":

  • буддийский монастырь Шаолиньсы (少林寺 Shàolínsì) на горе Суншань (嵩山Sōngshān) близ города Дэнфээн (登封 Dēngfēng) в провинции Хэнань (河南 Hénán) в Центральном Китае;
  • даосские храмы в горах Уданшань (武当山 Wǔdāngshān) неподалеку от города Шиянь (十堰 Shíyàn) в провинции Хубэй (湖北 Húběi) тоже в центральной части страны;
  • монастыри в горах Эмэйшань (峨嵋山 Éméishān) в провинции Сычуань (四川 Sìchuān) на юге центральной части Китая.

Но достаточно быстро отказались от этой идеи, ибо в эту схему как минимум не вписывались хорошо известные мусульманские стили.

Однако деятельность этой организации была направлена на продвижение ушу в широкие массы населения:

Пропагандировать национальные боевые искусства, основная цель – здоровье народа.

Благодаря мощной государственной поддержке, по всей стране открывались многочисленные гошугуани. Там по единой программе, утвержденной в Центральном институте, обучали всех желающих. А преподавателям государство платило зарплату. Учителя и тренера делились на первую, вторую и третью категории, все получали зарплату. Учитель первой категории - 60 юаней в месяц, тренер первой категории - 25 юаней в месяц. Для тех голодных лет это были даже очень неплохие деньги. И многие мастера Старого Ушу шли преподавать туда. Это давало не просто возможность выжить, но и применить свои знания и опыт в годы, когда ушу уже утратило практических смысл. Однако это приводило к модификации их изначальных школ под стандарты Центрального института Гошу.

И в новейшей истории это было не в последний раз. Следующий виток произошел уже в пятидесятых годах ХХ века. Уже под эгидой Пекинской федерации ушу. В это время была не просто модификация и унификация, но и спортизация традиционных боевых искусств. Пока что этот процесс остановился в начале 80-х годов на введении единых соревновательных норм спортивно-показательного ушу. Что будет дальше - посмотрим...

И если у вашей школы проглядывается такая общность базы - это хороший маркер, указывающий на изменение её в ХХ веке. Увы.

P.S. А какие мифы про ушу из 90-х вы знаете еще?.. Можем и их обсудить! ;)

Дм. Моисеев, СПб