В Бухаресте живёт всего около 10 % населения Румынии, но транспортные потребности столицы при этом настолько высоки, что в 1979 здесь открыли единственный в стране метрополитен. Впрочем, случится всё могло значительно раньше.
В 1903 году румынский юноша Димитрий Леонида поступил в немецкий Политехнический институт Шарлоттенбурга. Его страсть к технике и любовь к родине были настолько жгучими, что на четвёртом году обучения Димитрий написал студенческую работу «Метрополитен Бухареста», в которой предложил смелые как для своего времени, так и для своего возраста идеи строительства подземного транспорта в румынской столице. Получив диплом, молодой инженер отказался от пятилетнего контракта в Siemens и вернулся домой, где в 1908 году мэрия Бухареста одобрила его кандидатуру на должность электроинженера.
Последующие годы Димитрий Леонида исследовал достижения электричества, решал технические проблемы развития трамвайного сообщения в городе, принимал участие в строительстве судоходного канала и гидроэлектростанции и, конечно же, при любой возможности возвращался к идее строительства столичного метро. Однако транспортный комитет, рассмотрев в 1930-м году метропроект инженера, оставил к документу неутешительную записку: «Вероятность реализации далека».
Следующая возможность быть построенным у метрополитена Бухареста появилась в начале 1940-х годов во время перепланировки и благоустройства румынской столицы. Но все инициативы в сторону метрополитена померкли на фоне Второй мировой войны и были взяты в разработку уже в 1952 году, хотя и на этот раз были отложены. На неопределённый срок.
Окончательное решение обеспечить Бухарест общественным транспортом, независимым от дорожного трафика, Народный совет принял в 1971 году. 30 лучших умов страны работали над проектной документацией, после чего в 1975 году началось долгожданное строительство. В результате кропотливого труда метростроевцев первый состав Бухарестского метрополитена вышел на пути 16 ноября 1979 года.
Сегодня метро Бухареста обслуживается транспортным оператором Metrorex, чей логотип многим пассажирам напоминает супергеройский знак, хотя искать его на фасадах зданий и в системе городской навигации нет смысла – вход на станции метрополитена обозначается всем знакомой буквой «М».
Всего в метро функционирует четыре линии – жёлтая, синяя, красная и зелёная. На подходе – пятая оранжевая, с её октрытием к действующим 57 станциям добавятся ещё 22, после чего начнётся строительство шестой розовой линии от Северного вокзала до аэропорта «Отопени». Метрополитен Бухареста во многом строился для того, чтобы обеспечить транспортным сообщением спальные районы с промышленными комплексами, из-за чего исторический центр города охвачен недостаточно хорошо, что, правда, не смущает туристов, приехавших в Бухарест на пешие экскурсии.
Для проезда в метро необходимо купить специальную бумажную карточку с магнитной полосой. Билет на две поездки стоит около 82 рублей, на 10 поездок – 326 рублей, а проездной на день обойдётся всего в 130 рублей. При входе в метро билет компостируется и на нём печатается дата и время прохода. При покупке важно учесть, что есть как интегрированные билеты, единые для метро и наземного транспорта, так и билеты исключительно для подземки. Работает метрополитен с 5 утра до 23:30.
Особенности Бухарестского метро:
· Метро Бухареста имеет внушительную конфигурацию, которая ставит его в число самых современных и эффективных средств городского транспорта. Общая протяженность линий метро достигает 71 км и опережает по этому показателю многие города Европы.
· Metroul bucureștean мог стать очень похожим на большинство советских метрополитенов, но пошёл по своему пути. Вместо советского подвижного состава Metrorex вывел на пути румынские вагоны, а в рамках энергосберегающей политики 1980-х годов ограничил на станциях световые решения, из-за чего для многих вестибюлей до сих пор характерно тусклое освещение.
· Дизайн станций – лаконичный, большинство вестибюлей оформлено в нейтральных бело-серых и небесных тонах, однако, встречаются в Бухарестском метро яркие путевые стены и переходы.
· Проезд в метро можно оплачивать бесконтактным способом на 1 и 2 турникетах.
· На эскалаторах разрешено стоять только на правой стороне.
· Таймеры на платформах отсчитывают время, прошедшее с момента отправления предыдущего поезда.
· В метро запрещено провозить собак, кошек и птиц, за исключением небольших животных на поводке или в переноске.
· Велосипедистам рады в рабочие дни с 20:00 до 23:00, а также по субботам, воскресеньям и праздничным дням. В остальное время действует ограничение на проезд только в первом вагоне у первой двери по направлению движения поезда.
· Двери составов не автоматические и открываются после нажатия специальной кнопки.
· Фото- и видеосъёмка в метро возможны только с разрешения Metrorex, хотя туристы всё равно умудряются сделать несколько кадров на память.