Найти тему

Как мы закрывали национальные школы в Башкирии

Роберт Арсланов

 Роберт Арсланов    Предлагаем вашему вниманию воспоминания одного из видных руководителей и организаторов народного образования Башкирской АССР, заслуженного работника народного образования РБ,...

Предлагаем вашему вниманию воспоминания одного из видных руководителей и организаторов народного образования Башкирской АССР, заслуженного работника народного образования РБ, отличника просвещения СССР, отличника народного просвещения РСФСР, отличника образования РБ, заслуженного целинника Хайбуллинского района, кавалера орденов «Знак Почета» и «Дружбы народов».

ДИРЕКТОР БАШКИРСКОГО ИНСТИТУТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

К исполнению обязанностей директора Башкирского института совершенствования учителей я приступил 5 мая 1967 года. Я раньше не знал, что это многогранная и сложная работа, если бы знал, то отказался бы от предложения быть директором этого учреждения. Но было поздно. Нужно работать.

Материальная база института слабая, к существующей спецшколе-интернату пристроили здание на 240 ученических мест, а потом министр в этом здании разместил наш институт. Здание состоит из 8 классных комнат, каждая рассчитана на 30 мест. Конечно, здание не удовлетворяет наши потребности и желания, не соответствует требованиям института повышения квалификации учителей. Тем более, на одно здание два хозяина. На общую территорию двора хозяином себя чувствует директор школы Лешин, я тоже хочу быть хозяином своей территории, так как учебное заведение называется институтом усовершенствования учителей республики. Первый заместитель министра В.В. Дерягин поддерживал Лешина (он раньше работал зав. Ленинским РОНО), они в близких отношениях. Нужно сказать, прямо с первого дня он ко мне относился настороженно, а другой заместитель министра, И.И. Губайдуллин (бывший партийный работник), меня сразу поддержал, одобрял, давал дельные советы и конкретно заявлял, чтобы я был хозяином своего положения.

На улице Аксакова, 51 было наше общежитие для прибывающих на курсы учителей на 60–70 мест, постройка конца XIX века, деревянное здание, отопление печное, канализации нет, туалет на улице, вода не подключена – чисто деревенские условия. Вот учебно-материальная база республиканского института. Увидев все это, я ахнул. Ничего не поделаешь, сам устроился жить в это общежитие, была там одна маленькая комната на двоих.

Основные задачи института: – организация и проведение курсов усовершенствования учителей (15–30 дней); – изучение и обобщение опыта работы учителей и других работников просвещения, внедрение его в жизнь; – изучение положительного опыта руководителей школ (директоров, завучей), внедрение в жизнь школ; – создание в районах опорно-показательных школ, пропаганда и внедрение их опыта. Конечно, много и других функций, которые мне были неизвестны, но в деятельности директора придется сталкиваться и разрешать их.

Заместитель министра просвещения БАССР И.И. Губайдуллин 5 мая меня представил коллективу института. Все смотрят на меня по-разному, но, чувствую, что многие смотрят с недоверием, про себя задают вопрос: «Зачем ты, пацан, пришел к нам?» На другой день работу начал со знакомства с членами коллектива. Все члены коллектива старше меня (есть участники ВОв), только один методист моложе меня. Заместитель директора по учебно-методической работе Рябчкова Элеонора Павловна, заведующая кабинетом русского языка и литературы Аврора Булатовна Ишемгулова (дочь известного писателя Булата Ишемгулова, репрессированного при Сталине), зав. кабинетом начального обучения Муслима Тухватовна Салихова, зав. кабинетом трудового обучения Абдулла Салихович Сафин, зав. кабинетом родных языков Абдрахман Абдрахимович Галлямов – известные в республике методисты, они имеют звание заслуженного учителя школы БАССР. Я, молодой человек, сельский учитель, начал работу с этими взрослыми и авторитетными деятелями просвещения республики. При беседе некоторые (например, Салихова, Сафин) задавали мне вопросы: справлюсь ли. Я спокойно отвечал, что с их помощью справлюсь и с этой работой. Скоро с ними нашли общий язык, и некоторые скептики убедились, что я могу ими руководить. В начале работы для меня очень сложной оказалась организация курсов усовершенствования учителей:

– во-первых, курсы невозможно проводить только на базе нашего института (в общежитии место только на 100 человек), нужно искать место для курсов в педагогических училищах;

– во-вторых, для квалифицированных лекций у наших методистов не хватает должного уровня, нужно привлекать специалистов из высших учебных заведений, а это не всегда получается по нашему желанию. Мы приглашали ученых из Башгосуниверситета, из авиационного, сельскохозяйственного институтов (по соответствующим дисциплинам). Для этого мне нужно встречаться с руководителями вузов. А у ректоров Чанбарисова, Мавлютова, Спивак, Сюняева, как всегда, времени не хватает для встречи со мной. После некоторых неудачных попыток обратился к заведующему отделом науки и учебных заведений обкома КПСС Д.Ш. Давлетбаеву с просьбой помочь с разрешением этого вопроса. Давлетбаев переговорил с руководителями вузов г. Уфы, после этого на мои звонки по телефону руководители вузов всегда реагировали положительно.

Организацию летних курсов учителей министр просвещения БАССР Фатима Хамитовна Мустафина считала основной задачей министерства и поручила своим заместителям И.И. Губайдуллину и Х.Х. Яубасарову постоянно следить за процессом и оказывать помощь молодому директору института. По организации летних курсов повышения квалификации учителей министр издавала специальный приказ, в котором обязывала директоров Белебеевского, Белорецкого, Кумертауского, Месягутовского, Салаватского, Сибайского педагогических училищ определить лекторов, создавать все условия для обучения учителей, в то же время обязывала директоров школ-интернатов, находящихся в этих городах, устроить учителей, создавать условия для нормальной жизни во время занятий. Наши методисты следили за ходом процесса; если нужно, принимали соответствующие меры. После завершения летних курсов министр издавала приказ по итогам, указывая положительные моменты и недостатки. Это очень помогало нам.

Начало моей работы в должности директора совпадало с внедрением в жизнь общеобразовательных школ новых учебных программ и учебников. Это тяжелая работа, которая создавала много проблем. Прежде всего, нужно было переучивать учителей начальных классов, а малокомплектных начальных школ в республике очень много, более 1400, кроме того, нужно переучивать учителей гуманитарных и естественно-математических предметов средних и восьмилетних школ. Все это возложено на наш институт, никто представить себе не мог, как решать эту огромную задачу. Тем более для меня это темный лес. Благодаря повседневной помощи и контролю со стороны министра просвещения Фатимы Хамитовны Мустафиной, коллектив института усовершенствования учителей справился с этой задачей. За три года через курсы переподготовки к переходу на новые учебные программы пропустили более 16 тысяч учителей, не имея для этого достаточной учебной базы, хорошо подготовленных лекторов. Для выполнения этой громадной задачи мы использовали учебные базы педагогических училищ, квалифицированных лекторов – преподавателей БГУ и других вузов. В целях изучения опыта работы районных отделов народного образования и общеобразовательных школ, я часто выезжал в сельские районы (особенно отдаленные), каждый выезд – 6–8 дней; посещал уроки, изучал работу районных методических кабинетов по обобщению положительного опыта учителей. За три года работы объездил большинство районов республики.

Изучив опыт работы учителей и директоров школ, серьезное внимание обращал на пропаганду передового опыта. Создавались опорные школы в районах, их превращали в центры пропаганды передового опыта, более или менее заслуживающего внимания; информацию о них включали в методические письма института, отправляли в районные, городские методические объединения. Я понял, что штатных работников недостаточно для нормальной организации работы института и поставил вопрос перед министром. Фатима Хамитовна правильно оценила мое стремление, и за три года количество штатных работников заметно увеличилось. В то время в республике детских домов для детей-сирот было много и министр вносит предложение Совету Министров о закрытии того или иного детдома, освобожденные единицы использовались для расширения штатных работников республиканских детских учреждений: станции юных техников, юных натуралистов, юных туристов и нашего института. Когда я начал работать в институте, было 10 учебно-методических кабинетов, и в них работали методистами 26 человек. Через три года (к моему уходу с должности директора) учебно-методических кабинетов стало 16, а число сотрудников института довели до 46.

В институте нет транспортных средств. Вопрос о трудностях коллективного выезда в районы я неоднократно ставил перед министром. Трудности положительного решения данного вопроса я понимал, но при каждом удобном случае этот вопрос мною ставился перед министром. Все-таки Фатима Хамитовна нашла выход: для Уфимской школы-интерната № 4 добилась решения Совета Министров БАССР о выделении автобуса КАВЗ на 21 место и своим приказом автобус передала нашему институту. Таким образом, институт заимел автотранспорт, намного легче стало организовывать коллективные выезды в районы. За что мы благодарны Фатиме Хамитовне – она решала жизненно важные для института вопросы. Фатима Хамитовна останется в моей памяти как добрый человек, решающий все задачи на государственном уровне.

Второй очень важной функциональной деятельностью института являлось глубокое и научное изучение результатов работы опытных учителей. Для этого, во-первых, накопленный, изученный, обобщенный материал методиста должен доводиться как хорошо подготовленный методический материал; во-вторых, этот материал должен быть отпечатан, а для этого нужно размножать подготовленные методические письма и рассылать по районным методическим кабинетам. Чтобы размножать, нужен множительный аппарат. А его у нас нет. Единственная наша возможность – это так называемый «ротатор», он только в единственном варианте, и тот старый, часто ломается. Еще одна беда – оказывается, для размножения готового материала нужна еще одна деталь под названием «восковка». Об этом я услышал впервые. Как бы ни было, нужно решать и эти проблемы.

Пришел к заместителю министра просвещения по материально-техническому обеспечению (он считается первым заместителем) В.В. Дерягину, изложил проблемы и попросил помочь в решении этих вопросов. Он участник Великой Отечественной войны, служил в морском флоте, грубиян, людей по-человечески слушать не хочет. Выслушав мою просьбу, отвечает: «Ты директор и свои вопросы должен решать сам». Ушел несолоно хлебавши. После этого я зашел к другому заместителю министра, И.И. Губайдуллину (он курировал наш институт), и рассказал о своих нуждах. Он понял мое положение. Берет трубку, кому-то звонит и просит, чтобы принял меня, выслушал мою просьбу и решил вопрос положительно, а потом мне говорит: «Езжай в Управление материально-технического снабжения при Совете Министров БАССР, найди такого-то у черта на куличках между Уфой и Черниковском, у меня нет транспорта». Нанял такси и поехал.

Оказывается зам. министра Губайдуллин меня отправил на встречу с заместителем начальника управления материально-технического снабжения Миграновым Мутагаром Шарифьяновичем. Зашел к нему, представился и рассказал о своих нуждах, просил помочь. Мутагар Шарифьянович на несколько лет старше меня по возрасту, внимательно выслушал, решил помочь бедному институту. Пригласил сотрудника, поручил эти вопросы решить положительно. На другой день наш завхоз привез новый ротатор и несколько пачек «восковки». Так я при помощи зам. министра просвещения И.И. Губайдуллина и зам. начальника управления М.Ш. Мигранова наладил вопрос размножения и направления в органы народного образования методических материалов, разработанных институтом. Методисты обрадовались. Участие в семинарах и совещаниях, проводимых Центральным институтом усовершенствования в Москве, помогло мне в короткий срок втянуться в нашу нелегкую работу. По учебному плану Центрального института я побывал на семинарах в городе Москве, в Ростове-на-Дону, Калинине, Казани, Донецке. Это очень полезные семинары, на них мы слушали заместителей министра РСФСР, видных ученых-педагогов, обменивались опытом работы.

За годы работы директором Башкирского института усовершенствования учителей (май 1967 – январь 1970) самой кульминационной точкой стало участие как делегата в работе Всесоюзного съезда учителей в июне 1968 года. Съезд проходил в Большом Кремлевском Дворце съездов, мы слушали выступление Л.И. Брежнева. На съезде впервые в истории школьной жизни был принят Устав о средней школе, при обсуждении Устава на секционном заседании я также выступил со своим предложением. 71 передовому учителю СССР было присвоено высокое звание Героя Социалистического труда. Среди них есть учительница Акъярской средней школы Са-лаватского района нашей республики Ханифа Сиражевна Искандарова. Мы (наша делегация) рады такой высокой оценке рядового учителя сельской школы. К этому событию я тоже причастен. По заданию отдела науки и учебных заведений обкома КПСС я в течение недели изучал опыт работы учителя биологии Х.С. Искандаровой, передал обкому КПСС подробную справку, раскрывающую опыт ее работы. Эта справка легла в основу решения бюро обкома партии.

В день вручения золотых медалей Героя наша башкирская делегация организовала «коллективный праздник» – банкет в гостинице «Россия».

В соответствии с приказом министра просвещения Ф.Х. Мустафиной я назначен бригадиром, и поэтому ответственным лицом в организации банкета также назначили меня. Банкет прошел организованно и весело. Секретарь Башкирского обкома КПСС Т.И. Ахунзянов, заместитель Председателя Совета Министров республики Р.Г. Уметбаев мастерски исполнили старинные башкирские песни.

После Всесоюзного съезда учителей мне еще раз пришлось участвовать как делегату на Всероссийском съезде Педагогического общества. По рекомендации министра просвещения Ф.Х. Мустафиной меня избрали председателем президиума Башкирского отделения Педагогического общества РСФСР. Съезд прошел очень интересно, дискуссионно. Мы слушали дискуссии больших ученых-педагогов – академика Виноградова и академика кибернетики Берга о состоянии педагогической науки и дальнейшем ее развитии. Будучи руководителем большого коллектива, оценивая положительные результаты работы отдельных сотрудников, я решил их поощрять. При поддержке министра заведующему учебно-методическим кабинетом математики Фариту Аминеву, иностранных языков Мирхату Хасановичу, методисту кабинета русского языка и литературы Лене Багаутдиновой присвоили высокое звание «Заслуженный учитель школы БАССР», еще трех методистов наградили значком «Отличник народного просвещения РСФСР». Такого «щедрого подхода» к оценке труда сотрудников, оказывается, давненько не было в институте, члены педколлектива обрадовались оценке их труда.

Зав. кабинетом родных языков Абдурахману Галлямову и зав. кабинетом иностранных языков Мирхату Хасанову я создал возможность подготовить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук, сохранив за ними по штату место работы, дал годичный творческий отпуск, командировал в Академию педагогических наук СССР на защиту диссертации, а после успешной защиты способствовал устройству на работу: одному в БГУ (Галлямову), другому в БГПИ (Хасанову). Состоявшийся в октябре 1961 года XXII съезд КПСС принял широкую программу строительства коммунизма в нашей стране и объявил, что создалось общенародное государство, и, следовательно, есть возможность объединить все мелкие нации в единый русский народ. В связи с этим Н.С. Хрущев поставил задачу создания единого языка в многонациональном государстве.

В нашей республике обучение детей в школах велось в то время на семи языках. Выполняя указания Хрущева, мы должны были сокращать число национальных школ, в том числе и башкирских. В целях ознакомления с работой органов народного образования и школ по данному вопросу в многонациональной республике Дагестан, министр командировала меня в Дагестан, а сама выехала в Азербайджанскую ССР.

Выполняя указания, поступившие сверху, используя опыт работы школ и органов народного образования Дагестана и Азербайджана, мы также стали сокращать число национальных школ и обучать детей в так называемых «русских школах». В вышеперечисленных национальных школах дети обучались на родном языке, теперь лишились этой возможности. Наша активная работа по переводу обучения детей на русский язык нашла одобрение со стороны министерства просвещения РСФСР. Руководители Башкирского обкома КПСС М.З. Шакиров и Т.И. Ахунзянов этой работе дали положительную оценку. Некоторые руководители республики, как Ф.В. Султанов (председатель Президиума Верховного Совета), З.Ш. Акназаров (председатель Совета Министров) свои взгляды по отношению к этому изменению не выразили и промолчали . Мы исправно выполнили указания ЦК КПСС (Хрущева) и не думали о последствиях. Однако наше стремление по переводу системы образования в новое русло не осталось без отрицательных последствий.

#партия #коммунисты #образование #просвещение #школа