Совершенно логично, что после окончательной утраты Новгородом самостоятельности взор Ивана III обратился на Великое княжество Тверское, до поры до времени сохранявшее известную самостоятельность. Княжил в Твери в тот момент Михаил Борисович, приходившийся кстати Ивану Васильевичу родственником по его первой жене, к тому времени, впрочем уже умершей (при не до конца ясных обстоятельствах, к слову).
Михаил проводил политику, как сейчас говорят, «многовекторную». Отношения с Москвой изначально напряженными не были, более того, тверская рать вместе с москвичами участвовала во многих битвах и походах, велась оживленная торговля, более того, отец Ивана III, Василий Темный спасался от врагов во время междоусобицы именно в Твери. Но и с самым сильным соперником Москвы, с Великим княжеством Литовским у Твери имелись тесные связи.
Понимая, что после Новгорода неминуемо придет черед Твери, Михаил Борисович пытался принять меры к сохранению независимости княжества, для чего стремился к некоему балансу между Москвой и ВКЛ. В 1470 г. Михаил женился на дочери киевского князя Семена Олельковича, Софии, таким образом, породнившись с самим Казимиром IV, великим князем Литовским и по совместительству королем Польши. Опираясь на могущественного родича, Михаил рассчитывал отстоять свои владения, для чего с Казимиром в дополнении к уже существующему договору от 1449 г. был в 1484 г. заключен еще один, гарантирующий Твери военную помощь.
Иван III немедленно усмотрел в этом отличный повод для вторжения к хитрому соседу, что и было предпринято. Иван Васильевич практически всегда действовал сродни акуле, которая сначала откусывает небольшой кусочек, прежде чем заглотить добычу целиком. Так было и на этот раз. Войска московского государя, пользуясь подавляющим преимуществом в численности, взяли Тверь в плотное кольцо, тем самым вынудив Михаила вступить в переговоры, по итогам которых , Тверь признала себя вассалом Москвы, хотя ранее князья тверские считались московским ровней. Удовлетворившись результатом, (т.е. откусив кусочек) московские войска покинули тверские пределы. Но ненадолго…
Как только Михаил возобновил сношения с Казимиром, Иван Васильевич, только того и ожидавший, тут же обвинил тверского князя в измене (на что имел все формальные основания). В конце августа 1485 г. из Москвы на Тверь вновь выступило войско, на сей раз с самыми решительными намерениями. Михаил пытался оказать сопротивление, но его попытки потерпели полный крах. И тверская знать и простой народ прекрасно понимали, что против Москвы шансов на победу нет, даже если на помощь придет Литва, то в лучшем случае тверская земля превратиться в выжженную, но независимую пустошь, а в худшем – страшно и подумать… Посему Михаила никто не поддержал, более того, Казимир также не помог родственнику, не желая портить отношения с Иваном Васильевичем и без того весьма натянутые. Ночью, 12 сентября, Михаил с семьей и горсткой верных людей покинул Тверь, укрывшись впоследствии в Литве.
Так закончилась эпоха Тверской независимости, наместником государя там стал его сын, Иван по прозвищу «Молодой», матерью которого и была Мария, первая жена Ивана Васильевича и родная сестра бежавшего Михаила. Сам беглый князь все же сумел добиться от Казимира помощи, которая, конечно же безнадежно запоздала. В 1486 г. Михаил с небольшим отрядом литовских войск попытался отбить Тверь но потерпел поражение. Более попыток он уже не предпринимал, проведя остаток жизни в дарованном Казимиром имении. Детей у Михаила не было.
Но и Казимир впоследствии пожалел, что оставил родственника без подмоги в нужный час. Пока Тверь была сильна и независима, она была буфером между Литвой и Москвой, теперь же, после того, как эта преграда пала уже ничто не разделяло давних и непримиримых врагов. Начиналось время русско-литовских войн…
Если вам понравилась статья, пожалуйста, нажмите "палец вверх", это очень поможет развитию канала.И конечно, буду очень рад,если вы подпишетесь на мой канал, нажав на эту ссылку, или на группу в "Одноклассниках" , впереди еще много интересных публикаций. Большое спасибо за внимание!