Найти тему
Первым делом самолёты

Как утечка кадров повлияла на увеличение веса конструкции Ил-112В

Итак, первый лётный образец лёгкого транспортника Ил-112В выкатили из цеха и передали на ЛИС для предварительных аэродромных испытаний обязательных перед первым вылетом только что построенного самолёта. Но за громкими событиями как-то незаметно прошло сообщение, что этот образец No1 прототип военно-транспортной машины всё-таки остаётся перетяжеленным.

Но, сейчас перед первым вылетом уже очевидно, что это несоответствие не такое уж из ряда вон выходящее, чтобы для коррекции центровки пришлось закладывать в конструкцию тяжеленные металлические листы. Весовое несоответствие машины уже обсуждалась как с кураторами из правительства, так и с Минобороны, после чего был составлен план, по которому начались работы по снижению веса конструкции.

Как же такое могло случиться? О создавшейся ситуации на ПАО «Ил» рассказывал главный конструктор Николай Таликов. Он говорил, что стараясь облегчить вес машины и повысить её экономическую эффективность, конструкторы предложили проект крыла в виде цельной кессонной конструкции, которое раньше никогда не использовали на отечественных воздушных суднах. Цельное крыло крепится на фюзеляж сверху при помощи специальных силовых элементов и креплений.

Главный конструктор ПАО "Ил" Николай Таликов
Главный конструктор ПАО "Ил" Николай Таликов

Молодые специалисты применили новый метод проектирования, позволивший создать единую параметизированную математическую модель с поверхностью повышенной гладкости и высокого качества. Эта методика дала возможность проработать более эффективную компоновку крыла, зализа и фюзеляжа со смещением крыла внутрь корпуса самолёта. Однако это дало неожиданный эффект – самолёт оказался перетяжеленным.

Очевидно, что конструкторская молодёжь так и не смогла до конца довести работу и причиной тому была смена поколений в КБ, молодые инженеры, уже набравшиеся опыта в специальности, ушли в другие предприятия, в частности, в «Иркут», где заработная плата была в три раза выше.

Далее главный конструктор с горечью рассказывает, что ПАО «Ильюшин», можно сказать, стало своеобразной школой кадров– молодое поколение было слабое, поскольку в институты с технической направленностью шли неохотно, закончивший ВУЗ молодой инженер поднабирался опыта в КБ, оперялся и уходил на предприятия, предлагавшие более высокую заработную плату. Так, в 2010 году были потеряны почти пять отделов КБ и поэтому была упущена проблема веса.

Но вину нельзя перекладывать лишь на молодых специалистов КБ, поскольку даже на Воронежском авиазаводе из-за инновационности конструкции крыла возникли трудности при сборке и монтаже. Изготовление длинных 20-метровых изделий представляет особую сложность и сотрудники завода обратились к КБ, чтобы там пересмотрели конструкцию для упрощения технологии изготовления, на что последовал очевидный ответ о невозможности перепроектирования крыла.

Выработанный план по уменьшению веса машины предполагает убрать части конструкции, не влияющие на прочность и внедрить как можно больше материалов из композита. Не предусматривается заменять и основные прочностные элементы, по предварительным расчётам, такие изменения позволят оставить лишь этот первый лётный прототип с повышенной массой.

В Воронеж уже прибыл экипаж, который сразу включился в процесс аэродромной подготовки к первому вылету, так пожелаем пилотам удачно отработать все наземные мероприятия и с нетерпением ждём, когда Ил-112В оторвётся от бетонки заводского аэродрома.