Фёдор Телков — исследователь Урала и фотограф, который снимает истории про древние малочисленные народы, которые живут на стыке Европы и Азии. Его работы хорошо знают в России, Европе и Штатах, а список наград и публикаций можно выпустить отдельной статьёй.
Несколько лет назад Фёдор отправился к народу ханты, чтобы снять историю про семью оленеводов, и с тех пор навсегда полюбил Русский Север.
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — образован в 1931 году. В то время шло бурное освоение севера, и Советский Союз активно вмешивался в жизнь коренных народов. У этого есть и плюсы, и минусы: c одной стороны появилась письменность, школы-интернаты, местная интеллигенция. С другой стороны коллективное хозяйство и рост промышленности вытеснили коренных жителей с их территорий. Добыча нефти и газа подорвала экологию: в тайге стало меньше промыслового зверя, постепенно исчезает рыба в реках.
Сейчас коренные народы живут в посёлках, которые построены властями взамен обжитых стойбищ. Отказ от традиционного образа жизни привёл к тому, что часть коренных народов уже не говорит на национальных языках. Часть, не найдя смысл в непонятной новой жизни, пошла «под откос». Молодёжь старается закрепиться в современном мире, не опираясь на родную культуру. Дверь в культуру обско-угорских народов приоткрыта совсем чуть-чуть: её изучение и документирование не успевает за исчезновением.
Но появляются хорошие новости: представители народов севера начинают возвращаться к своим корням. Они дают традициям новую форму (например, этно-туризм) или становятся аскетами.
Семья Казамкиных живёт в селе Варьёган Нижневартовского района. В селе им принадлежит два дома, дети учатся в местной школе, однако большую и лучшую часть жизни они все проводят на стойбищах в тайге. Глава семьи, 46-летний Виталий, занимается небольшим бизнесом, принимая туристов, которые хотят оказаться в диких природных условиях. Это не мешает семье искренне верить и соблюдать многовековые традиции своего народа.
Большинство хантов, ведущих традиционный образ жизни, волей-неволей берут на себя роль экологов и егерей. Им приходится прибирать лес за беспечными отдыхающими, рабочими и праздными охотниками, а также предотвращать нарушения.
Вечер проходит в заботах по дому: это приготовление пищи, подготовка к рыбалке или охоте, шитьё, рукоделие, заготовка дров на ночь и другие дела. Большинство дел по дому делают женщины.
Особенность кухни хантов в простоте и быстроте: это либо варёная рыба или мясо, либо вообще сырое замороженное мясо — строганина.
Ханты сохранили верования предков, но говорят о них неохотно: это глубоко личное пространство. У народа c советских времён сохранился страх — тогда многих шаманов наказывали за их «ересь».
Недалеко от стойбищ, в тайге, можно найти вещи на ветвях деревьев: по традиции одежда и личные вещи живого человека не должны выбрасываться или сжигаться, их нужно просто оставить в лесу.
Олени – важнейшая часть хозяйства. Это мясо и шкура, транспорт и декор, они даже служат приманками для хищников.
Разные части оленьих шкур идут на разные цели. Так, например, шкура с ног отправляется на шитьё «кисов» — зимней обуви. Шкура со спины идёт на утепление нар, саней, автомобилей, а шкура с нижней части шеи кладётся в детскую колыбель.
Ягель — главная часть рациона оленей. От того, насколько «правильно» наступят морозы и как замерзнёт мох, зависит, насколько олени будут сыты этой зимой. Вторая часть рациона – рыба. Весь улов складывается в «Рыбий домик», в хороший год это помещение заполнено полностью.
У каждой семьи, живущей в тайге, есть три стойбища: зимнее, весеннее и летнее. Переезд с одного на другое зависит от смены времени года, отёла оленей, количества корма и так далее. На каждом стойбище есть всё, что необходимо: избы, загоны для оленей, подсобные помещения, нарты.
Стойбища этой семьи занимают несколько гектаров и окружены «огородом», чтобы оленьи стада не разбредались. В определённое время их заводят в небольшие загоны, чтобы покормить рыбой.
У хантов не принято говорить, сколько оленей в их стаде. У этой семьи примерно 30 голов, а у каждого члена семьи есть свои олени. Летом животные требуют особенной заботы, и, чтобы защитить стадо от кровососущих насекомых, сооружаются специальные «курильни».
Между хантыйскими поселениями и добычей нефти есть прямая связь. Виталий обрисовал её так: ханты всегда селились у рек, где зимой есть много рыбы. Рыба, в свою очередь, водится там, где есть месторождения нефти: «чёрное золото» имеет более высокую температуру, чем вода, и там выделяется кислород, который необходим рыбе подо льдом. Соответственно, нефть добывается в местах проживания ханты, что приводит к их переселению.
В этом районе когда-то было месторождение нефти, дороги к которому проложили с помощью бульдозера. Был нанесён огромный ущерб экосистеме: повалили тысячи деревьев, глиной засыпали целые реки, мешающие движению транспорта. Стойбища, попавшиеся на пути, так же сметались без промедлений.
Лабаз — это небольшая избушка на высоких сваях, куда не могут забраться дикие звери. Здесь хранятся снасти, одежда, утварь и мясо. Лабаз и место вокруг него считается священным, с наступлением сумерек туда нельзя заходить и что-то оттуда брать. Эта изба на сваях стала прообразом для русских сказок: вспомните избушку на курьих ножках и Бабу Ягу с костяной ногой (в лабазах кроме всего прочего хранятся идолы).
Охота для ханты — это не забава и не способ отдохнуть. Это добыча пропитания. Куда-то направляясь, они всегда берут с собой ружьё. Нелегальная варварская охота «белых воротничков» пагубно влияет на жизнь коренных народов.
Охотясь, ханты заботятся, чтобы популяция дичи не сокращалась. Ведь иначе завтра им нечего будет есть.
Анатомия людей этой национальности полностью рассчитана на погодные условия, в которых они живут. И даже кажется, что температура тела у них выше, чем у нас. По крайней мере, в мороз они сохраняют тепло значительно лучше.
Современные ханты активно пользуются телевидением, мобильной связью, рациями и другими техническими удобствами.
У ханты много техники для передвижения, ведь им приходится преодолевать огромные расстояния по тайге. Летом они пользуются автомобилями и лодками, зимой — снегоходами, оленьими упряжками и национальными лыжами.
Лодка «долблёнка» — традиционное и основное средство передвижения ханты. Этой лодке уже около сотни лет, она принадлежала прадеду главы семьи. «Он, наверное, плавает на ней сейчас…», — задумчиво говорит Виталий.
Значительные расходы семьи — солярка и бензин. Они дают электричество и возможность передвигаться по тайге.
На каждом стойбище есть электрические подстанции, работающие на солярке. Семья пользуется электричеством с наступления темноты примерно до 20:00 (в зимнее время). Топливо дорогое, и для его экономии поздними вечерами ханты пользуются керосиновыми лампами.
Открытие новых нефтяных месторождений сужает территории миграции медведей. И так вышло, что медвежья тропа с севера на юг теперь проходит через стойбища семьи Казамкиных. «Хозяева леса» находят себе на стойбищах лёгкую добычу — молодых оленей. Ханты вынуждены защищать свои стада.
Медведь для этого народа — священное животное. Если охотники убивают медведя, то в честь животного устраивают медвежий праздник, чтобы примирить душу медведя с охотником и чтобы тот не обижался. Кости медведей хранятся в определённом месте (своеобразном медвежьем домике), и эта небольшая избушка также является священной.
Ловля оленей с помощью аркана сегодня стала национальным видом спорта. Аркан похож на длинную косичку, сплетённую из узких кожаных ремешков. Петля затягивается с помощью костяшки с двумя отверстиями, она же служит утяжелителем.
В недалёком прошлом для охоты на мелкую дичь ханты использовали такие деревянные стрелы, чтобы не повредить шкуру животного.
Тайга — непростое место для жизни: зимой температура опускается до минус шестидесяти, а коротким прохладным летом людей одолевают насекомые.
Ханты часто пьют чай или чагу (берёзовый гриб): это помогает согреться и поддерживать тепло, кроме того это быстрый способ перекусить. «Напал на след медведя — надо выпить чая», — говорят ханты. Это нужно, чтобы медведь знал: охотник идёт на него не ради утоления голода.
Жилища и хозяйственные постройки ханты отапливаются печками «буржуйками». Они быстро нагреваются, они мобильны, легки в эксплуатации, дёшевы в изготовлении.
Типичная избушка ханты: бревенчатая, невысокая, с низкими дверными проёмами, одной общей комнатой с небольшой кладовкой, двумя окнами и деревянным настилом (нарами). Раньше крыши изб устилали мхом, а для кочевой жизни использовали чумы — зимой их покрывали шкурами оленей, а летом – берестой. Сейчас это очень трудоёмко и дорого.
В семье хантов дети пользуются особым уважением и любовью, так как у народа есть религиозное представление о переселении душ умерших старших родственников в младенцев.
Ханты прожили в тайге всю жизнь, а их предки веками копили опыт в общении с природой. Они легко могут предсказать погоду по звёздам и «прочитать» следы зверей, очень хорошо знают поведение животных и рыб. Тайга для этого народа как свод законов и своеобразная книга, из которой они получают всю необходимую для жизни информацию.
Автор фотографий Фёдор Телков
Понравился материал? Тогда ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы получать интересные тексты ещё чаще.