Янг-эдалт с "социальным" уклоном, кажется, становится, одним из моих любимых жанров.
Как жаль, что в моем подростковом периоде таких книг и не было почти, основу моего подросткового нон-фикшена составляли традиционные "Энциклопедии юных принцесс" и "юных леди" (видимо, взросление должно было осуществляться именно в таком порядке). Эти книги учили меня, как подрубать носовые платки и поливать дома цветы, но совершенно не говорили, что делать, если влюбилась, если проблемы с родителями, если совершила ошибку и не знаешь, как исправить.
Тогда мне приходилось справляться с этим самостоятельно.
И как же здорово, что сейчас выходит так много социальных книг для взрослеющих людей. На мой взгляд, очень хорошо, что книги пишут на самые разные темы: от того, как лучше учиться до подростковых абортов.
Это те знания, облеченные в литературную форму, которые могут помочь, например, избежать тяжелых ошибок. Или увидеть, что почти все можно исправить. Почти все можно решить и можно просить о чье-либо помощи, например.
"Меня зовут Сол" рассказывает о том, как две сестры ушли жить в лес, после того как старшая убила регулярно насиловавшего ее отчима. Жестко? Да, возможно. Однако это вполне возможная история.
Тринадцатилетняя Сол тщательно продумала план побега и выживания, заручилась поддержкой десятилетней Пеппы и, заперев маму-алкоголичку в своей комнате, относительно хладнокровно убила отчима, пришедшего к ней в очередной раз.
Сцены насилия и убийства не описаны в книге подробно, и слава б-гу, достаточно и общего рассказа. Повествование идет от лица Сол; девушка (девочка?) не чувствует в этот момент сильной боли, моральной или физической. У нее есть задача. Задача будет исполнена.
Девочки уходят в лес, у них есть с собой запас еды и одежды, даже оружия! Сол подошла к делу весьма рационально: она пересмотрела огромное количество роликов на Ютубе (например, ролики Беара Гриллза, знаменитого выживальщика в дикой природе), заранее заказала по родительским карточкам необходимые предметы, прочла необходимые книги и изучила контурные карты.
Она научилась стрелять и ставить силки на кроликов, удить рыбу и разводить костер.
По степени разумности Сол превосходит, кажется, даже некоторых взрослых людей. При этом она еще размышляет, например, о пользе/вреде их с сестрой действий по отношению к окружающей среде.
Поколение детей, выросших с быстрым интернетом, отличается от нас. Эти подростки могут быстро перелопатить огромное количество информации, узнать все то, чему мы учились и к чему привыкали долгое время. Сол и Пеппа - представительницы именно такого поколения.
Подростки, которые могут найти все знания сами. Возможно, им родители нужны для того, чтобы упростить этот поиск или направить его в более конструктивное русло (нравственное, быть может), однако сам процесс эти дети уже освоили.
У девочек получается справляться со многими ситуациями, они охотятся, готовят еду, следят за гигиеной, стараются все делать правильно. Однако все равно наступает момент, когда их знаний мира недостаточно и им становится необходима помощь взрослых.
Выйдут ли они из леса живыми и здоровыми, вы уж прочтите сами.
Меня же здесь интересует эмоциональное состояние Сол. Для нее убийство было понятным шагом, только так можно было изменить ее жизнь. Для нее важнее решение ситуации, нежели переживание о чем-либо. И вот тут у меня возник вопрос, на который я пока не нашла ответа.
Если Сол считала возможным убить человека, чтобы освободиться, и хочет только того, чтобы у них с мамой все наладилось, то что может стать преградой от повторения таких же действий, если вновь что-то в жизни пойдет не так?
Не понимаю, почему все так носятся со своими чувствами. Какой в них смысл? Важно только то, что ты знаешь и умеешь.