Может быть, вы уже слышали об этом феномене. Если нет, то уверяем, в ближайшие дни вы встретитесь с упоминаниями о нем ни один раз.
Это явление — когнитивная ошибка, с которой многие сталкивались в реальной жизни. Человеку начинает казаться, что информация, на которую он недавно обратил внимание — преследует его везде.
Встречаться на каждом шагу могут:
• названия книг или фильмов,
• различные образы, числа и символы,
• имена и фамилии известных личностей и т.д.
Как это работает?
Допустим, вчера вы начали изучать видеолекции о Марселе Прусте, а сегодня поехали в гости к друзьям. Вот вы спустились в подземку, а литературный талант французского писателя обсуждают ваши соседи по вагону метро. Ну, думаете, совпадение. Заходите в квартиру к товарищам и узнаете: они завели кота и назвали его фамилией автора «В поисках утраченного времени». Вас это пугает, вы подозреваете, что в этом замешано что-то мистическое.
Но если разобраться, то здесь нет ничего необычного. Всё просто — так работает наш мозг. Каждое новое появление информации закрепляет её запоминание.
Еще один любопытный факт об этом феномене: многие считают, что это явление названо в честь учёных, которые его открыли. Однако нет: немцы Андреас Баадер и Ульрика Майнхоф прославились как ультралевые террористы, связанные с беспорядками в 60 – 70-х годах прошлого века.
Почему так происходит?
Феномен Баадера-Майнхоф — это когнитивное искажение, шаблонное отклонение в мышлении. Этот процесс в 2005 году описал с научной точки зрения Арнольд Цвики, профессор лингвистики Стэнфордского университета. Он назвал его иллюзией частотности.
Она объясняется двумя явлениями в психологии:
• избирательное внимание
Как только человек что-то замечает, он становится более внимательным к его проявлениям. Именно поэтому маловероятность при феномене Баадера-Майнхоф часто субъективно завышается: мы выхватываем дублирующуюся информацию и не замечаем, какие её объёмы в целом проходят через нас за день.
• предвзятость подтверждения
Мы склонны к подтверждению собственной точки зрения. Именно поэтому мы выделяем информацию, которая согласуется с нашими представлениями, и нивелируем противоположную.
Вероятно, это усиливается ещё и эффектом новизны, когда человек воспринимает только что полученные сведения как более важные. Поэтому — никакой мистики. Миф разрушен ;)