23,4K подписчиков

Феномен Баадера-Майнхоф: мистика или проделки мозга?

1,6K прочитали

Может быть, вы уже слышали об этом феномене. Если нет, то уверяем, в ближайшие дни вы встретитесь с упоминаниями о нем ни один раз.

Это явление — когнитивная ошибка, с которой многие сталкивались в реальной жизни. Человеку начинает казаться, что информация, на которую он недавно обратил внимание — преследует его везде. 

Может быть, вы уже слышали об этом феномене. Если нет, то уверяем, в ближайшие дни вы встретитесь с упоминаниями о нем ни один раз.

Встречаться на каждом шагу могут:

• названия книг или фильмов,

• различные образы, числа и символы,

• имена и фамилии известных личностей и т.д.

Как это работает?

Допустим, вчера вы начали изучать видеолекции о Марселе Прусте, а сегодня поехали в гости к друзьям. Вот вы спустились в подземку, а литературный талант французского писателя обсуждают ваши соседи по вагону метро. Ну, думаете, совпадение. Заходите в квартиру к товарищам и узнаете: они завели кота и назвали его фамилией автора «В поисках утраченного времени». Вас это пугает, вы подозреваете, что в этом замешано что-то мистическое.

Может быть, вы уже слышали об этом феномене. Если нет, то уверяем, в ближайшие дни вы встретитесь с упоминаниями о нем ни один раз.-2

Но если разобраться, то здесь нет ничего необычного. Всё просто — так работает наш мозг. Каждое новое появление информации закрепляет её запоминание.

Еще один любопытный факт об этом феномене: многие считают, что это явление названо в честь учёных, которые его открыли. Однако нет: немцы Андреас Баадер и Ульрика Майнхоф прославились как ультралевые террористы, связанные с беспорядками в 60 – 70-х годах прошлого века. 

Почему так происходит?

Феномен Баадера-Майнхоф — это когнитивное искажение, шаблонное отклонение в мышлении. Этот процесс в 2005 году описал с научной точки зрения Арнольд Цвики, профессор лингвистики Стэнфордского университета. Он назвал его иллюзией частотности. 

Может быть, вы уже слышали об этом феномене. Если нет, то уверяем, в ближайшие дни вы встретитесь с упоминаниями о нем ни один раз.-3

Она объясняется двумя явлениями в психологии:

• избирательное внимание 

Как только человек что-то замечает, он становится более внимательным к его проявлениям. Именно поэтому маловероятность при феномене Баадера-Майнхоф часто субъективно завышается: мы выхватываем дублирующуюся информацию и не замечаем, какие её объёмы в целом проходят через нас за день.

• предвзятость подтверждения

Мы склонны к подтверждению собственной точки зрения. Именно поэтому мы выделяем информацию, которая согласуется с нашими представлениями, и нивелируем противоположную.

Вероятно, это усиливается ещё и эффектом новизны, когда человек воспринимает только что полученные сведения как более важные. Поэтому — никакой мистики. Миф разрушен ;)