Часто женщины, особенно молодые матери, нуждающиеся в помощи больше всего, не обращаются за этой помощью.
Те, у кого и так более-менее гладко и относительно легко, не испытывают с этим проблем и просто просят помочь вот там, тут и ещё здесь. Не всегда в ответ на эти просьбы помощь приходит сразу и в той форме, в которой требовалось или хотелось, но обычно она приходит. Находятся желающие поделиться детским приданным (его всегда так жалко просто выбросить, хочется передать тем, кому нужно), находятся помощники по дому из числа родственников, даже собрать кроватку помогают и перевезти коляску.
При этом у них, в принципе, есть возможность купить те же комбинезончики-чепчики-носочки, у них есть включённый в родительство муж, есть деньги или даже машина, на которой можно забрать коляску из магазина, они просто просят забрать по пути, чтобы не мотаться самим.
А те, кто остро нуждается в аналогичной помощи, они молчат. Молчат и терпеливо выискивают в секонд-хэнде одежду для новорождённых и детей постарше на развес и подешевле. Молчат и притаскивают тёмным вечером, чтобы не так стыдно, кроватку, выставленную кем-то возле мусорного контейнера. Потом собирают эту самую кровать, попутно не находя какой-нибудь одной гайки и заменяя её чем придётся, пока не дойдут руки купить. Молчат и выбирают коляску по объявлению, а потом вызывают такси, потому что так дешевле, чем через службы перевозки.
Молчат и не просят ни о помощи, ни о чём. Вообще, стараются либо стать максимально незаметными для ближнего круга, либо, наоборот, изо всех сил делают вид, что у них всё хорошо. Чтобы никто не догадался о том, насколько всё плохо.
Почему?
Потому что уверены в том, что раз всё плохо, значит, сама виновата. Не того мужа выбрала, не тогда вышла замуж, не на ту работу устроилась, не от того родила, не вовремя родила, не правильно готовилась к материнству, не слушала чужих советов, не обращала внимания на какие-то предупреждения. Поэтому теперь сама виновата.
А кто виноват – тому и расхлёбывать. Разве не так? Очень многие в этом уверены.
И да, в это может верить, как сама мать, так и её ближайшее окружение.
И никто при этом не задумывается о том, что человек почти никогда и ни в чём не бывает целиком и полностью виноват сам. Чаще всего ведь к любому кризису и к любой катастрофе ведёт множество путей. Мы ведь не будем говорить всерьёз о том, что только последний олух не способен управлять вселенной?
Да даже если и сама виновата, то что дальше? Оставить близкого (возможно даже родного) человека одного в беде? Бросить на произвол судьбы? А кто виноват – тому и расхлёбывать?
А кому от этого лучше? Неужели близким, действительно, приятно думать, как ты страдаешь? Всем до одного?
Неужели в случае, если ты надорвёшься со всей этой свалившейся на тебя горой проблем и сложностей и просто не сможешь больше справляться ни с чем, даже с утренним вставанием с постели, всем, правда, станет лучше и легче? На кого тогда свалится весь груз твоих проблем и ответственности?
Если кто-то сам в чём-то виноват. Это ещё не повод бросать человека на произвол судьбы и подталкивать к пропасти. Если вы, действительно, близкие и любящие люди.
И да, если ты сейчас читаешь это и думаешь о том, что в твоей-то ситуации точно виновата только ты сама и никто более, что это другие, которые сами виноваты, они имеют право на помощь, сочувствие и поддержку, а у тебя совершенно другая степень и тяжесть вины, подумай о том, станет ли тем, кого ты любишь, и тем, кто любит тебя, если твоё искупление вины окажется смертным приговором с очень медленным приведением в исполнение.
Не так важно, кто и в какой степени виноват или виновен. Важно максимально исправить то, что можно ещё исправить. Каждый имеет право на помощь и сочувствие со стороны тех, кому он дорог. «Так тебе и надо!» — это ошибочная позиция, особенно в отношении себя.
Дай себе право на ошибку. Дай другому право на ошибку. В конце концов, в любых чрезвычайных ситуациях всегда сначала спасают всех, кого можно спасти, а уже потом разбираются, кто и в чём виноват. Дай другим возможность помочь спасти то, что можно. Дайте другим шанс на спасение. После можно выяснить, кто и в чём виноват.
Сначала спасать — потом разбор полётов. Если он понадобится.