Это – блестящая по замыслу и исполнению операция по захвату главной карфагенской базы в Испании. Ее провел выдающийся полководец Второй Пунической войны Публий Корнелий Сципион.
К 209 году до н.э. сложилась следующая ситуация. После ряда побед, особенно при Каннах, в Италии хозяйничал Ганнибал. В Испании три карфагенские армии разбили войска Публия и Гнея Сципионов, отца и дяди Публия Корнелия, оба они погибли. Положение становилось все более критическим.
В этих условиях сенат назначает командующим римскими войсками в Испании Сципиона Младшего. На тот момент ему было всего 25 лет, и он уже испытал горечь поражения в битвах при Тразименском озере и при Каннах. Он оказался одним из немногих молодых офицеров, которым удалось спастись.
В общем-то, из-за огромных потерь среди командного состава особо выбирать было не из кого, но этот выбор оказался на редкость удачным. В условиях долгой жестокой войны опыт приобретается быстро, и он накладывается на врожденные качества военачальника.
Сципион прибыл в Испанию, где в его распоряжении оказались 25 тысяч пехотинцев, три тысячи всадников и небольшой флот. Он оценил расклад сил – пунийцы здесь располагали тремя армиями полководцев Гасдрубала Барки, Гасдрубала Гискона и Магона Барки. Каждая из них по численности была равна римской, но они находились в разных частях полуострова.
Пунийцы были так уверены в себе, что оставили «без присмотра» Новый Карфаген. А ведь он имел для них огромное значение: здесь была казна, мастерские по изготовлению оружия, запасы продовольствия, заложники от вождей испанских племен, крупнейший порт, связывающий с метрополией. Его захват мог стать для Рима важной стратегической победой.
Римская армия была от Нового Карфагена в семи днях пути, карфагеняне – в 10-14. Город находился на мысе, с трех сторон окруженным морем, а стены крепости были почти неприступны. Любая задержка при штурме или осаде могла стать роковой. Ускоренным маршем Сципион подвел сюда свою армию, одновременно по воде к нему подошел флот из 35 легких кораблей.
Город был взят за один день благодаря умелому руководству и хитрости полководца. Основной штурм римляне предприняли через узкий перешеек перед главными воротами, из-за ограниченного места атаковать сразу могли только тысячи две легионеров, пытавшихся забраться на стены по штурмовым лестницам. «Черепаха» подошла к воротам, и солдаты начали рубить деревянные створки. Защитники осыпали их градом стрел, камней и копий, отталкивали лестницы.
До этого Сципион узнал от разведчиков, что с одной стороны от мыса вода уходит во время отлива. Ближе к вечеру отряд из 500 легионеров перешел вброд лагуну и поднялся на стены северной стороны, а моряки в это время штурмовали стены порта. Осажденные были так заняты у главных ворот, что пропустили эти обходные маневры. Атакованные с трех сторон, защитники уступили ворота и отступили в цитадель на холме. Впрочем, занявшие ее карфагенские наемники вскоре сдались.
Интересно описывает захват города Полибий. Сначала солдаты рассыпались по узким улочкам, убивая всех на своем пути, даже собак. Когда сопротивление было подавлено, по сигналу трубы началось разграбление. Все найденное снесли на главную площадь, где было распродано римским и карфагенским торговцам, а вырученные деньги поделены легионерами соответственно рангу.
Потом был парад, на котором чуть не передрались моряки с легионерами, они поспорили, кто первый забрался на стену. Сципион утихомирил спорщиков, наградив стенными венками и моряка Секста Дигития, и центуриона Квинта Требеллия.
Падение Нового Карфагена переломил ход войны в Испании. Римляне захватили 18 военных кораблей с командами, метательные орудия, 2 000 ремесленников, 300 знатных заложников, которых вернули домой. Это сразу настроило кельтиберов в пользу римлян, и армию стали быстро пополнять вспомогательные войска. Армия Сципиона сама обеспечила себя продовольствием и деньгами, это было важно -- в условиях затянувшейся войны средства у Рима были сильно ограничены.
Несмотря на молодость, Сципион проявил себя как умелый и мудрый полководец. Он не лез махать мечом в первых рядах, его всегда прикрывали три щитоносца. Но он был на передовой и полностью контролировал каждый эпизод сражения. Легионеры знали, что он рядом с атакующими, и их порыв от этого только усиливался. В целом в его стиле командования стоит отметить повышенное внимание к разведке. А еще некоторые историки считают, что он задолго до реформы Мария перешел от триплекса к манипулярной тактике римской пехоты.
Дальше у Сципиона будет несколько ярких побед, в том числе и над великим Ганнибалом.