Пятьдесят лет назад, 6 декабря 1968 года, британская рок-группа Роллинг Стоунз выпустила свой седьмой студийный альбом, который назывался Beggars Banquet и которым группа открыла новую страницу своего творчества. Предыдущий альбом Their Satanic Majestic Request вышел годом раньше и был экспериментом группы на бескрайних полях психоделического рока. Многие тогда сочли сей эксперимент неудачным, да и сейчас многие тоже так считают, хотя я считаю этот альбом очень интересным. Вероятно группа тоже осталась не очень довольна результатом, потому что уже в мае 1968 года выпускает сингл Jumping Jack Flash, на котором демонстрирует новый утяжелённый звук и новый подход к материалу. Это уже заводной хард-рок с характерным риффом. А в декабре выходит альбом, которому посвящена статья. Возможно психоделическая творческая пауза сыграла хорошую роль - группа вернулась к блюзовой и рок-н-ролльной гармонии, но уже на другом витке спирали. Музыка стала гораздо интереснее. Вот как эту ситуацию характеризовал Кит Ричардс: "Вы видите разницу в материале на Satanic Majesties и Beggars Banquet. Мне до смерти надоели все эти гуру Махариши с их четками и колокольчиками. Кто знает, почему так случилось, но я думаю, это была наша реакция на суровую реальность будней. Тюремная камера в Уорвуд Скрабсе определенно дает простор для размышлений! Меня здорово взбесил этот арест. Это было наше: "Вот мы щас выйдем и всыпем вам по полной программе!" И в это время в нашей музыке было много злости." . Речь идёт об аресте музыкантов за наркотики, им пришлось какое-то время провести в тюрьме. Такая школа жизни тоже разумеется сказалась на материале.
Условно альбом можно разбить на две части - полуакустические баллады в кантри-блюзе и хард-роковые номера. Смена музыкального направления (вернее возврат к более традиционному) вызвал и смену продюсера. Звукоинженер Глин Джонс, которому через три года удастся по новому открыть The Who альбомом Who's Next, притащил американца Джима Миллера и ребята не прогадали. Нельзя сказать, что альбом выглядит сбалансированным, но тем не менее цельное впечатление он оставляет.
Открывает пластинку известная композиция Sympathy for the Devil, в которой повествование ведётся от лица Люцифера и мерзкий антигуманистический текст звучит под ритмы самбы. Позже Джаггер уверял, что при написании текста был вдохновлён булгаковским романом "Мастер и Маргарита". Я слышал мнения, что группа, мол, заигрывала с дьяволом и поплатилась за это неприятностями на концерте в Альтамонте. На самом деле я считаю, что в данном случае Мик действовал от противного - представляя тёмную сторону заставлял задуматься о недопустимости такой морали. Так он и объяснял свой заход в беседе с Архиепископом Кентерберийским - а была и такая аудиенция - и святой отец принял эти его объяснения.
Следующая композиция - лирическая баллада No Expectations одна из немногих песен на альбоме, в записи которых принял участие Брайан Джонс. К этому времени он уже довольно далеко отошёл от группы, предпочитая общение с наркотиками. На упомянутой композиции можно слышать его великолепную игру на слайд-гитаре. Песня была записана практически в живую, ребята сели кругом с гитарами и записывались в открытые микрофоны. Ударных нет, очень мягкий бас появляется ближе к концу песни, есть камерное скупое фортепиано в ряде музыкальных фраз
Шуточная гитарная композиция Dear Doctor - образец владения кантри-блюзом. Песня тоже акустическая, перкуссия ограничивается бубном, вокал хоровой, почти застольный. Гармония простая, мелодия тоже несложная, но звучит всё очень звонко и прозрачно - в хорошем владении акустическими инструментами есть свои преимущества. Очень похожа по настроению композиция со второй стороны альбома - Factory Girl - гитарная баллада совершенно в таком же стиле, обе эти песни составляют пару, хотя одна шуточная, а вторая серьёзная.
После Dear Doctor идёт блюз Parachute Woman. Блюз абсолютно традиционный, классический двенадцатитактовый. Песня полакустическая, но звук утяжелён басом и гитарой в нижнем регистре - она и записывалась ещё на весенних сессиях вместе с Jumping Jack Flash, когда новый звук группы и стал приобретать тяжесть
Завершает первую сторону моя любимая композиция с альбома - Jig-Saw Puzzle. Песня начинается аккуратным вступлением баса и ударных и разворачивается, приобретая по пути остальные инструменты. Особенно хочется отметить партию фортепиано, на котором играет Ники Хопкинс. У группы не было штатного клавишника. Периодически в записях принимал участие Иэн Стюарт, бывший одним из основателей Роллинг Стоунз (джем-композиция Boogie With Stu цеппелинов с альбома Physical Graffity была записана с ним. потому и Стю), иногда приглашали Билли Престона, который играл с Битлз на Let It Be, но именно Хопкинс играл на знаковых альбомах группы, включая Exile On a Main Street. В этой песне он демонстрирует прекрасное видение композиции и его фортепианные квадраты держат циклическую мелодию в рамках - но играет он не шаблонно, а умудряется импровизировать в тех рамках, которые сам же и задаёт. Вступает он не сразу и сначала ограничивается короткими аккордами, затем продолжает уже короткими пассажами, а во второй половине композиции уже ведёт чуть-ли не основную часть мелодии вместе с вокалом, а кода уже целиком за ним. Великолепная партия тут у Хопкинса, я когда эту песню слушаю постоянно слежу именно за его игрой, это что-то особенное. Он и в Sympathy for the Devil тоже зажигает, но я не стал тогда о нём писать, чтобы не перегружать текст. Специально припас его для этой композиции
Вторую сторону открывает Street Fighting Man, навеянная Парижской революцией 1968 года. Джаггер присутствовал в мае во время парижских выступлений и был поражён контрастом между мятежным Парижем и сонным Лондоном, что и попытался выразить в песне. Хард-роковая основа была расцвечена звучанием индийских инструментов - ситаром и тамбурой. Уличный боец самая короткая композиция на альбоме, но записывалась она дольше всех. Начиная с весны, на сессиях вместе с Jumping Jack Flash и всё лето.
Следующие две песни тоже составляют своего рода пару и демонстрируют разный подход к блюзу. Prodigal Son ("Блудный сын") группе не принадлежит, её автор Роберт Уилкинс, написана она в тридцатые годы. Это настоящий луизианский блюз среднего темпа и Джаггер выразился в том смысле, что именно такие песни они и хотели исполнять в начале своей карьеры, хотели быть исключительно блюзовой командой - но в поисках признания стали играть более популярную музыку. Следующий за ним Stray Cat Blues это уже блюз новой формации - тяжёлый хард-роковый вариант также исполненный в среднем темпе со сплошными звенящими электрогитарами.
Закрывает альбом программная композиция Salt of the Earth, акустическая хоровая баллада с простой мелодией, где куплет попеременно поют Джаггер с Ричардсом. Акустические аккорды сопровождаются на заднем плане слайд-гитарными проходами. что можно считать характерным звуком этого альбома. Слайд-гитара задействована на большинстве композиций пластинки.
С обложкой альбома связана довольно продолжительная борьба музыкантов и шоу-бизнеса. На конверте должно было красоваться изображение общественного туалета, но компания наотрез отказалась выпускать альбом с такой пощёчиной общественному вкусу. В итоге был выпущен альбом белого цвета с чёрной надписью - имелся в виду пригласительный билет на Банкет Нищих. Но группу тут же обвинили в подражании Битлз с их Белым Альбомом. Не самое удачное решение менеджмента группы, конечно же. Тем не менее, в 1984 году был выпущен альбом с оригинальной задумкой, так он с тех пор и известен. Странно, но среди меломанов ценится именно белый конверт.
Закончу статья я тем с чего начал - композицией Jumping Jack Flash. Она должна была попасть на альбом, но пришлось выпустить её раньше в виде сингла по контракту. Песня наглядно представляет начало нового периода группы, ибо ещё год назад она звучала совсем по другому.