Найти в Дзене
Живопись

Энгр: вдохновленный "источник" натурных штудий

Жан-Огюст-Доминик Энгр – один из известнейших живописцев Франции. Всю свою жизнь он восхищался Рафаэлем, считая, что в его работах искусство достигло своей вершины и затем только деградировало.

"Рафаэль и Форнарина", 1814
"Рафаэль и Форнарина", 1814

Работы Энгра строго следуют классическим канонам и царившим в те времена представлениям о красоте. Художник искренне полагал, что искусство не должно показывать реальную жизнь. Так как его главная задача – учить людей прекрасному, а любое уродство – случайность, не присущая жизни.

Портрет Жана-Жозефа Энгра. 1804
Портрет Жана-Жозефа Энгра. 1804

Жан Энгр появился на свет во Франции в XIX веке, в южном городке Монтобане. С написанного им позднее автопортрета на зрителя смотрит очаровательный юноша, полный южной пылкости и любви к жизни.

Автопортрет. 1804
Автопортрет. 1804

Первые уроки рисования мальчику дал отец. Он же учил юного Жана игре на скрипке. Мальчик был равно талантлив и в живописи, и в музыке, но выбор был сделан в пользу кисти, и, возможно, Франция в этот момент потеряла великого скрипача.

"Купальщица Вальпинсона", 1808
"Купальщица Вальпинсона", 1808

Мальчику было всего 11 лет, когда отец решил, что домашнего образования недостаточно и отдал сына в академию искусств в Тулузе, подарив ему возможность учиться у признанных мастеров кисти. Жизнь маленького Жана была не самой легкой.

Подписывайтесь на канал, этим вы помогаете его развитию. спасибо!
Подписывайтесь на канал, этим вы помогаете его развитию. спасибо!

Чтобы содержать себя, он какое-то время играл в оркестре, а позднее, отточив навыки в живописи, стал писать портреты, которые имели несомненный успех у заказчиков. Примечательно, что сам Энгр считал портрет второстепенным, неблагородным жанром, отдавая первенство масштабным историческим полотнам.

"Послы Агамемнона у Ахилла",1801
"Послы Агамемнона у Ахилла",1801

Однако годы примирили мастера с его работами и в список работ для всемирной выставки, проходившей в 1865 году, художник включил и несколько портретов.

"Эдип и Сфинкс",1808
"Эдип и Сфинкс",1808

Через 6 лет, закончив курс в Тулузе, Жан Энгр едет в Париж. Лучшим стартом для карьеры художника в те времена был диплом Парижской школы изящных искусств. Энгр начал там учиться в 1797 году в классе Жака-Луи Давида, художника-классициста, пришедшего к популярности на волне недавно отшумевшей революции. В классе Давида Жан проучился до 1801 года. А затем их пути разошлись – учитель счел работы Энгра «революционными» и отходящими от принципов классицизма.

"Большая одалиска", 1814
"Большая одалиска", 1814

Юный художник, по правилам Академии, имел право продолжить обучение в Риме, но французская казна развеялась с ветрами революций, и денег на поездку ему пришлось ждать 5 лет. Наиболее интересным моментом карьеры живописца за это время стал заказ первого консула Наполеона Бонапарта на официальный портрет, который корсиканец намеревался подарить городу Льежу.

"Наполеон на императорском троне", 1806
"Наполеон на императорском троне", 1806

Этот факт свидетельствует о высокой репутации художника, поскольку такую работу никогда не поручили бы неизвестному живописцу. В Рим Энгр попал только в 1806 году. Этот период творчества отмечен его обращением к обнаженной натуре. Мастер и ранее превосходно передавал красоту тела. Прелесть обнаженной кожи, но римский период характеризуется особенно большим количеством подобных работ («Купальщица Вальпинсона», «Эдип и Сфинкс» и пр.). Его отчетной работой стала картина «Юпитер и Фетида», вызвавшая во Франции настоящий скандал.

"Юпитер и Фетида", 1811
"Юпитер и Фетида", 1811
"Венера Анадиомена", 1848
"Венера Анадиомена", 1848

Ради экспрессии и выразительности Энгр отступил от классических канонов, осознанно допустив в изображении Фетиды ряд анатомических неправильностей, что французские критики и академики сочли неприемлемым. В результате из оплаченной поездки Жан-Огюст не вернулся, оставшись вольным художником в Риме.

"Сон Оссиана", 1813
"Сон Оссиана", 1813

Оставшуюся часть жизни Энгр много и напряженно работал. Он писал исторические картины и портреты, делал угольные наброски для путешественников, что в те времена заменяло фотографии. В 1813 году художник женился. Брак был счастливым, но не принес ему детей. Единственный его ребенок умер, едва родившись. Это время Энгр жил то в Риме, то во Флоренции, то во Франции. Работы Энгра то принимались восторженно, то разносились в пух и прах. А его отношения с коллегами по цеху не всегда были безоблачными.

"Руджеро, освобождающий Анжелику", 1819
"Руджеро, освобождающий Анжелику", 1819
"Апофеоз Гомера", 1826—1827
"Апофеоз Гомера", 1826—1827
"Одалиска и рабыня", 1842
"Одалиска и рабыня", 1842

Как бы то ни было, картины Жана-Огюста Энгра – важнейшая часть мировой культуры. Многие из них можно увидеть в Лувре, часть была утрачена за годы войн, а часть находится в частных коллекциях.

"Источник", 1820—1856,
"Источник", 1820—1856,

Немало его картин стали источником вдохновения для живописцев нового века. Мастер прожил удивительно долгую для того времени жизнь – 86 лет. Он умер в Париже от пневмонии, проболев всего 6 дней.

"Турецкая баня",1862
"Турецкая баня",1862

Интересные статьи: "Любовь Рафаэля" , "Эдвард Мунк: жизнь полная нелепости"

-18