Найти тему
8,2K подписчиков

Простые заботы бедного гения

8,7K прочитали

Казалось бы, время расставляет точки над i - так, что следующие поколения точно знают, кто из предыдущего был гениален, кто просто талантлив, а кто и просто... прост.

О художнике Василии Верещагине мы уже писали, вскользь упомянув, что его считали "и гением, и скотиной", а теперь хотим рассказать подробнее о той стороне его жизни, которая обычно скрыта в стороне от роскошных альбомов по искусству.

***

Хотя Верещагин - конечно же, гений, это мы признаем однозначно.

Казалось бы, время расставляет точки над i - так, что следующие поколения точно знают, кто из предыдущего был гениален, кто просто талантлив, а кто и просто... прост.

***

Итак, что же мы знаем о нем?

1. Василий Васильевич Верещагин - дворянин.

2. Закончил кадетский морской корпус.

3. После короткого срока обязательной службы решил стать профессиональным художником.

4. Закончил Академию художеств в Санкт-Петербурге.

5. С первой женой, Елизаветой Фишер, не венчался довольно долго, т.к. отрицал важность церковных таинств. Как ни странно, не сохранилось ни портретов, ни фотографий его первой жены.

6. Вторая жена - Лидия Андреевская - была, что называется, его "менеджером". Сблизились они на почве организации выставок, а там и ребенка завели.

7. Информации о разводе с первой женой тоже нигде не сохранилось, поэтому многие исследователи уверены, что и венчания-то не было. Однако ж на Лидии художник женился вполне официально.

8. После этого (уже в браке) у них родилось еще трое детей.

9. О смертельной опасности своей последней "командировки" Верещагин прекрасно знал:

Япония давно интересовала отца. <...> Находясь в районе одной из верфей, он попросил разрешения осмотреть ее. К его собственному удивлению, лицо, от которого это зависело, разрешение дало. Осмотр был, правда, дозволен лишь самый поверхностный, но в результате его отцу как бывшему морскому офицеру стало ясно, что на японских верфях идет лихорадочная подготовка к войне. Об этом факте я слышал от самого отца, а позднее и от матери, когда зашла однажды речь о событиях, предшествовавших гибели отца.

Это цитата из книги Василия Васильевича Верещагина "Воспоминания сына художника" (по ссылке - электронная версия книги).

10. Искусство художник никогда не отрывал от реальной жизни и отличался тонкой наблюдательностью.

Посвятив его самым известным полотнам первую часть материала, эту - вторую - посвятим именно не самой популярной его работе.

Так, у него вышли "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей".

Казалось бы, время расставляет точки над i - так, что следующие поколения точно знают, кто из предыдущего был гениален, кто просто талантлив, а кто и просто... прост.-2
Казалось бы, время расставляет точки над i - так, что следующие поколения точно знают, кто из предыдущего был гениален, кто просто талантлив, а кто и просто... прост.-3

Там Верещагин соединяет талант художника с талантом повествователя, безоценочно отбирая те факты, которые характеризуют простую жизнь во всей ее глубине.

Вот несколько цитат из этой книги:

В то самое время было влюбилась вдова в меня, попа дочка, вдовой была на 21-м году. Я у них квартировал наверху, и она стала этакия мины делать, сама задирать стала; я, про себя сказать, маху не дал -- стыдно и говорить! Маской-то был от господа бога доволен, много влюблялись в глупца.

В. В. Верещагин. Федор Викторович Немиров. Мастеровой (Из книги "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей")

А кость сами жгли, эти кобылечки самыя от студени: бросишь в печку, и потом сгорят; сверху белое ножиком очистишь, эту белизну; там смолевое, совершенно как голландская сажа. Конечно, оно твердо в терке, тереть ее на плите.
Хозяин говорил: "Все единственно, что слоновая кость, что эта; один и тот же скот, ту же кость имеет; обманывают,-- говорит,-- нас: где же столько слонов натягать, сколько ее идет в Россию!"

Из той же книги. Понятен интерес художника-профессионала к простым ремесленникам и их технике:

Слоновая кость сквозность имеет. Вот на Иосифе Прекрасном, когда он к Пентефриевой жене в спальню приходит и она хочет его в блуд ввести и хватает к себе на постель,-- эта история при мне писалась у Бориса Егоровича, и фигуры были вершков по 20-ти -- и Пентефриева жена, и Иосиф. Этая самая верхняя одежда у Иосифа-то писалась аглицкой желчью, а света, переломы тушевали слоновой-то костью; а на Пентефриевой жене, когда они лежали на постели и обнажены были сосцы, была белая сорочка,-- белилом или крым-шихирвейсом.
Слоновая кость не закроет колер,-- она большую сквозность имеет.

Вот графические материалы из этой небольшой книги Верещагина:

Казалось бы, время расставляет точки над i - так, что следующие поколения точно знают, кто из предыдущего был гениален, кто просто талантлив, а кто и просто... прост.-4
Казалось бы, время расставляет точки над i - так, что следующие поколения точно знают, кто из предыдущего был гениален, кто просто талантлив, а кто и просто... прост.-5

Благодаря этой его небольшой работе для нас сохранились интересные типажи русских людей начала 20 века.

Прошло сто лет, но мы по-прежнему восхищаемся картинами Верещагина. Напомним еще раз про тот материал, в котором мы приводили самые известные его картины и давали ссылки на издания, посвященные его творчеству: ссылка.

***

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш канал Дзен!

Пишем о литературе и творчестве

  • без жареных фактов,
  • профессионально,
  • со смыслом!

Ваш БУКВОЕД.