Казалось бы, время расставляет точки над i - так, что следующие поколения точно знают, кто из предыдущего был гениален, кто просто талантлив, а кто и просто... прост.
О художнике Василии Верещагине мы уже писали, вскользь упомянув, что его считали "и гением, и скотиной", а теперь хотим рассказать подробнее о той стороне его жизни, которая обычно скрыта в стороне от роскошных альбомов по искусству.
***
Хотя Верещагин - конечно же, гений, это мы признаем однозначно.
***
Итак, что же мы знаем о нем?
1. Василий Васильевич Верещагин - дворянин.
2. Закончил кадетский морской корпус.
3. После короткого срока обязательной службы решил стать профессиональным художником.
4. Закончил Академию художеств в Санкт-Петербурге.
5. С первой женой, Елизаветой Фишер, не венчался довольно долго, т.к. отрицал важность церковных таинств. Как ни странно, не сохранилось ни портретов, ни фотографий его первой жены.
6. Вторая жена - Лидия Андреевская - была, что называется, его "менеджером". Сблизились они на почве организации выставок, а там и ребенка завели.
7. Информации о разводе с первой женой тоже нигде не сохранилось, поэтому многие исследователи уверены, что и венчания-то не было. Однако ж на Лидии художник женился вполне официально.
8. После этого (уже в браке) у них родилось еще трое детей.
9. О смертельной опасности своей последней "командировки" Верещагин прекрасно знал:
Япония давно интересовала отца. <...> Находясь в районе одной из верфей, он попросил разрешения осмотреть ее. К его собственному удивлению, лицо, от которого это зависело, разрешение дало. Осмотр был, правда, дозволен лишь самый поверхностный, но в результате его отцу как бывшему морскому офицеру стало ясно, что на японских верфях идет лихорадочная подготовка к войне. Об этом факте я слышал от самого отца, а позднее и от матери, когда зашла однажды речь о событиях, предшествовавших гибели отца.
Это цитата из книги Василия Васильевича Верещагина "Воспоминания сына художника" (по ссылке - электронная версия книги).
10. Искусство художник никогда не отрывал от реальной жизни и отличался тонкой наблюдательностью.
Посвятив его самым известным полотнам первую часть материала, эту - вторую - посвятим именно не самой популярной его работе.
Так, у него вышли "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей".
Там Верещагин соединяет талант художника с талантом повествователя, безоценочно отбирая те факты, которые характеризуют простую жизнь во всей ее глубине.
Вот несколько цитат из этой книги:
В то самое время было влюбилась вдова в меня, попа дочка, вдовой была на 21-м году. Я у них квартировал наверху, и она стала этакия мины делать, сама задирать стала; я, про себя сказать, маху не дал -- стыдно и говорить! Маской-то был от господа бога доволен, много влюблялись в глупца.
В. В. Верещагин. Федор Викторович Немиров. Мастеровой (Из книги "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей")
А кость сами жгли, эти кобылечки самыя от студени: бросишь в печку, и потом сгорят; сверху белое ножиком очистишь, эту белизну; там смолевое, совершенно как голландская сажа. Конечно, оно твердо в терке, тереть ее на плите.
Хозяин говорил: "Все единственно, что слоновая кость, что эта; один и тот же скот, ту же кость имеет; обманывают,-- говорит,-- нас: где же столько слонов натягать, сколько ее идет в Россию!"
Из той же книги. Понятен интерес художника-профессионала к простым ремесленникам и их технике:
Слоновая кость сквозность имеет. Вот на Иосифе Прекрасном, когда он к Пентефриевой жене в спальню приходит и она хочет его в блуд ввести и хватает к себе на постель,-- эта история при мне писалась у Бориса Егоровича, и фигуры были вершков по 20-ти -- и Пентефриева жена, и Иосиф. Этая самая верхняя одежда у Иосифа-то писалась аглицкой желчью, а света, переломы тушевали слоновой-то костью; а на Пентефриевой жене, когда они лежали на постели и обнажены были сосцы, была белая сорочка,-- белилом или крым-шихирвейсом.
Слоновая кость не закроет колер,-- она большую сквозность имеет.
Вот графические материалы из этой небольшой книги Верещагина:
Благодаря этой его небольшой работе для нас сохранились интересные типажи русских людей начала 20 века.
Прошло сто лет, но мы по-прежнему восхищаемся картинами Верещагина. Напомним еще раз про тот материал, в котором мы приводили самые известные его картины и давали ссылки на издания, посвященные его творчеству: ссылка.
***
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш канал Дзен!
Пишем о литературе и творчестве
- без жареных фактов,
- профессионально,
- со смыслом!
Ваш БУКВОЕД.