Самым распространенным мифом считается тот факт, что при прогреве автомобиль создает более богатую топливовоздушную смесь, а значит может выделять больше мощности. После окончания прогрева смесь обедняется, что приводит к снижению мощности.
Это не совсем так, а точнее далеко не так. Любой разбирающийся настройщик машин вам скажет однозначно, что богачение смеси (повышение доли топлива в смеси с воздухом) не может приводить к повышению мощности. Ей неоткуда взяться, ведь добавочному топливу просто не хватит кислорода, чтобы оно сгорело в цилиндре. При прогреве богатая смесь делается для стабилизации процесса сгорания на ледяном двигателе, улучшения смазываемости поршней (пока масло холодное, оно очень вязкое и смазывает плохо, а несгоревший бензин попадает в картер и его немного расжижает), а также для быстрого прогрева катализатора догоранием топлива уже в выхлопной системе.
Однако факт остается фактом, что в мороз машина едет лучше. Тогда почему так?
ДВС - это тепловая машина, работающая по циклу Карно. А разница температур начала цикла и конца напрямую влияет на его эффективность. Попробую объяснить это более понятным языком в терминах именно классического двигателя внутреннего сгорания. Двигателю для работы необходимы воздух (а в частности кислород) и топливо, причем в строго заданных пропорциях.
Эти пропорции определяются процессом окисления углеводородов в кислороде, но не буду утомлять этим читателя, а просто приведу факт: для сжигания 1 единицы массы бензина необходимо 14.7 масс воздуха. То есть 1 грамм бензина для сгорания потребует 14.7 грамм воздуха. И обратите внимание, что расчеты приводятся именно в единицах массы, а не объема, ведь объем еще зависит от температуры, и именно в этом кроется вся фишка!
Чем холоднее воздух, тем выше его плотность, а значит для одного и того же объема цилиндра ДВС в мороз будет засасываться большая масса воздуха, чем в жару, когда воздух наименее плотный. А чем больше в цилиндре воздуха, тем больше топлива в нем можно сжечь, а значит выше и крутящий момент и мощность. Именно это и приводит к повышению мощности зимой и падению ее летом. И именно поэтому производители оставляют резерв мощности двигателя, чтобы и зимой и летом машина вела себе приблизительно одинаково.
Также чем горячее воздух на входе в двигатель, тем больше топливовоздушная смесь склонна к детонации, а значит двигателю это необходимо компенсировать путем снижения углов опережения зажигания, что тоже непосредственно и сильно влияет на мощность. А когда двигатель прогревается, то под капотом становится теплее, а воздухозаборник ДВС обычно получает воздух из подкапотного пространства. И значит и воздух на входе мотора становится теплее, и эффект прироста мощности снижается.Вот и все! Надеюсь, теперь магический ореол вокруг этого явления развеян :)
Если Вам интересна данная тематика, и хочется узнать еще больше, то подписывайтесь и ставьте лайки. Новые интересные статьи не заставят себя долго ждать!