Продолжение. Начало рассказа "Скорость" можно прочитать здесь.
Следующим утром по дороге, залитой солнцем, мы покидаем Минск. Междугородный "Икарус" с характерным для него звуком быстро оставляет за собой города и поселки, еще немного - и граница.
Идем на погранпереход "Брузги". Дорога узкая, нагоняю трактор, с ходу не обойти, снижаю скорость, выжимаю сцепление, рычаг КПП на себя - рычаг не идет… Еще раз выжимаю сцепление, рычаг на себя - не идет. "Газ", разгон, натягиваю рычаг, под сброс "газа" выжимаю сцепление - рычаг поддался. Четвертая, "газ" в пол, обгоняю трактор. Разгоняюсь, включаю пятую передачу, все отлично. Смотрю на дядю Сашу - он смотрит на меня.
- Кажется, рычаг заедает. Может, привод где-то цепляет. Хотя… Наверное, больше похоже на сцепление, под сброс "газа" выключилось, - предполагаю я, пару раз включаю-выключаю пятую передачу. - Сейчас вот хорошо выключается, как обычно.
- Здесь не очень удачная КПП и не самая экономичная. Позже венгры стали ставить "шестиступку", та коробка много лучше этой. А еще в этой коробке в шестерне пятой передачи есть паз, в нем - ползунок, который изнашивается, начинает заедать, и тогда либо нет пятой передачи, либо пятая остается включенной и не выключается, - рассказывает дядя, сидя на откидном сиденье у двери, - и вот тогда, как в твоем фильме "Скорость", лучше не останавливаться, не снижать скорость. Ну не до 80 километров в час, конечно, но ниже 40 лучше не "проваливаться", иначе сожжешь сцепление и до ремонта не дотянешь.
Дядя посмотрел на мое мечтательное лицо:
- Рано радуешься, нам это не грозит. Такая проблема не возникает в один момент, первые симптомы будут задолго до заклинившего рычага. Рычаг же не заедал до этого?
- Не-е-ет, не заедал, - задумавшись, растянуто ответил я.
На меня нахлынули смешанные чувства. Я, конечно рад, что нам хватит ресурса, мы закончим рейс и отремонтируем КПП, уже вернувшись домой. С другой стороны, где-то в глубине души мне все еще хотелось что-то доказать дяде. Меня волновал сюжет того фильма… Глупо, конечно, но как есть, такие у меня мысли были в тот момент.
"Вот когда выходит на первый план водитель, - думал я, – вот когда нужно буквально на "плечах" донести этот автобус на одной оставшейся передаче, ни разу не остановившись до места ремонта, и здесь уже не спасут не спецагент, ни мозги бывшего суперавтоэлектрика из автобусного парка "Интурист"…
Почти всю дорогу до границы я думал, как бы мы справились, если бы у нас действительно заклинил рычаг. И здесь каждому по вере его! Я отказывался мечтать о таком приключении, но подсознательно ловил себя на мысли, что я психологически диверсант и постоянно думаю об этом, а сила веры - это большая сила. Как там говорится в известной книге? "Если будете иметь веру с горчичное зерно и скажите горе сей: "Перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф. 17:20).
Люди часто, порой не имея никаких оснований, накручивают себя в ожидании чего-то и верят во что-то. И это что-то непременно происходит. Я не о суевериях и не о приметах - я к тому, что энергия мысли - это тоже сила, причем сила большая.
Вот заметьте: у позитивно мыслящих людей всегда все хорошо. Те, кто идут до конца, всегда посадят свой самолет, даже с заглохшим мотором, с надломленными крыльями, и не важно, над лесом они сейчас или в горах. А вот у "нытиков" всегда проблемы, они разбиваются в идеальных условиях только потому, что верят, что в итоге это когда-то произойдет, поэтому даже не пытаются бороться.
В любой ситуации всегда найдется тот, кто скажет: "Я знал, что именно так все и произойдет!" А это значит, что он верил и ждал. Некоторые даже не говорят об этом вслух, а просто мысленно прокручивают сто раз в день какую-нибудь ситуацию в ожидании чего-то. В итоге вопреки всему: природе, погоде, законам физики - в жизни происходит все именно так, как по сценарию из головы. Как будто вселенная дает вам то, что вы просите или чего боитесь. Иногда она отправляет вам ситуацию в такт вашим мыслям и эмоциям со скоростью заказа в "Макдональдсе", иногда быстрее.
Граница. Автобусов на переходе нет, мы быстро проходим и белорусов, и поляков. Проезжаем несколько километров, кушаем и снова отправляемся в путь. Дорога узкая, колея, частые обгоны. Сейчас дядина смена, он работает за рулем и ежеминутно, интенсивно, с большой амплитудой, почти как в ЛАЗе, крутит рычагом КПП в полу. В какие-то моменты, крутя рычагом в полу, он напоминает мне повара с поварешкой, который что-то помешивает в огромном чане. Я смотрю на рычаг - и мне не кажется: на выключении пятая передача заедает. С каждым переключением дядя прилагает все большее усилие, чтобы выключить пятую передачу, он чаще манипулирует педалями для этого. Очередной населенный пункт, снижаем скорость, передача не выключается совсем. Я встаю с пассажирского кресла и помогаю дяде, вместе с ним тяну рычаг на себя.
- Что случилось? - испуганно спрашивает организатор тура, он же владелец автобуса.
- Проблема с КПП, - не отвлекаясь от выключения пятой передачи, ответил дядя.
В натяг прошли населенный пункт, пару раз пришлось потравить сцеплением, на разгоне "Икарус" дымит черным густым дымом выхлопа.
- Нужно вызвать сервис, – требовательно говорит немец.
- К сожалению, здесь нет такой услуги, - дядя бывает в Польше каждую неделю и знает, о чем говорит. - Предлагаю заехать в Варшаву в автобусный парк, я знаю, где он находится, недавно ремонтировал там свой рабочий автобус. Сейчас трафик небольшой, зайдем с ходу.
Организатор соглашается. Через какое-то время появляется заправка с большим пригорком. Дядя въезжает на нее, ищет место на спуске, останавливаемся в неудобном месте, но вариантов нет.
- Так, переодеваемся, лезем под автобус. Нужно убедиться, что дело не в приводе рычага КПП, - говорит дядя.
На улице жара плюс 30 или даже выше, дети побрели в тенек. Мы отсоединяем тягу переключения передач. Здесь проблем нет, все корректно работает, проблема именно в КПП. Пытаемся выключить передачу прямо на коробке, но нет. Ставим тягу на место, пассажиры заходят в автобус, дядя запускает мотор, выключает стояночный тормоз, автобус начинает катиться. Дети в приподнятом настроении, немного устали от жары, но им пока нравится новое приключение: автобус неисправен, возможно, не доедет до места назначения, впереди ночь и неопределенность…
Мы с организатором обсуждаем план дальнейших действий. Решили доехать до автобусного парка в Варшаве, разместить детей на ночлег, заняться ремонтом, и, возможно, дальше из Варшавы придется отправляться уже на другом автобусе.
Автобус катится все быстрее, дядя пару раз припустил педаль сцепления, придав дополнительное ускорение. Машина достаточно быстро набрала нужную скорость, при которой педаль сцепления можно отпустить полностью. Нам сложно выйти на дорогу из полосы разгона, но у нас получается. Периодически дядя пытается выключить пятую передачу, но безрезультатно. Он точно просчитывает обгоны и почти ни разу не снижает скорость ниже 50 км/ч. Со скорости ниже 50 набор каждого километра автобусу дается тяжело: его трясет, стекла в окнах дрожат, картинка за окном расплывается, а сзади появляется густой черный дым "задушенного" дизеля. Подростки в восторге - это настоящее приключение, они визжат от радости.
Пригород Варшавы встречает нас относительно плотным трафиком. Дядя сосредоточен, молча всматривается в дорогу, быстро анализирует происходящее, мгновенно реагируя на изменения в дорожной ситуации. Часть светофоров мы пролетаем с ходу, перед несколькими нам приходилось заблаговременно снижать скорость, чтобы не остановиться на красный свет. В такие моменты кто-то из водителей легковушек вклинивается перед нами или даже недовольно сигналит, проезжая в соседней полосе, но дядю это не отвлекает. Он просчитывает ситуацию на пять ходов вперед и оставляет себе в, казалось бы, и без того архисложной ситуации несколько запасных вариантов. Кроме того, пользуясь паузой в управлении, в такие подкаты к светофорам он продолжает пытаться выключить передачу, а я ему ассистирую: становлюсь рядом и прилагаю дополнительное усилие на рычаг, но тщетно.
Через какое-то время я понимаю, что мы уже в самом городе. Создается такое ощущение, как если бы мы перешли на следующий уровень в игре "Электроника", в которой волк с корзиной ловит яйца. Все вроде как и раньше, только быстрее. Стало заметно больше машин, перекрестков, светофоров, все ускорилось. "Не разбить бы яйца", - вспоминаю я детскую игру. Я не знаю, где расположен автопарк в Варшаве, но решаю не отвлекать дядю ненужными сейчас расспросами.
- Еще далеко, но мы дойдем. Хорошо идем, - как будто бы услышав мой вопрос, спокойно говорит дядя.
Включая указатель поворота, дядя немного смещает весь корпус автобуса в ту полосу, которую пытается занять. В основной своей массе варшавские водители отлично понимают его намерения и активно уступают дорогу, снижая скорость либо смещаясь в соседнюю полосу.
"Автобус молчит", - словил я себя на мысли. Все замерли. Мы словно пассажиры того неисправного самолета с надломленными крыльями парим над лесом, ища себе место в тайге для захода на посадку. В давящей тишине слышны лишь восторженные вздохи, когда у водителя особенно ловко получается проходить светофоры, или сквозь выдохи разочарования был слышен такой же давящий, как человеческая тишина, низкий гул "придушенного" пятой передачей мотора. Двигатель, напрягаясь всем своим крутящим моментом, еле вытягивал автобус из медленных поворотов, тяжело набирая скорость на пятой передаче. Минут десять-пятнадцать по городу кажутся мне вечностью. Но вот я вижу промышленные здания, большие въездные ворота и понимаю, что это тот самый автопарк, куда мы едем. Мы доехали.
Василий МАРТЫСЕВИЧ
Фото автора
Специально для ABW.BY
Продолжение следует
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber