На основании Люблинской унии 1569 г., которая была подписана между Великим княжеством Литовским и Польшей, Гомель вошел в состав нового государственного формирования — Речь Посполитую. С этого же времени начались переселения поляков на восток, в пределы ВКЛ, в том числе и на белорусские земли. На территории Восточной Беларуси быстро стали возникать так называемые «застенки» и «околицы», которые являлись в значительной степени колониями землевладельцев — польской и ополяченной шляхты.
Гомель в это время был центром староства, которое входило в речицкий повет Минского воеводства. Среди гомельских старост вт. пол. XVI в. наиболее знаменитыми и именитыми являлись Богдан, Андрей и Павел Сапеги. Богдан Сапега стал гомельским старостой в 1576 г., как раз в то время, когда начал восхождение к вершинам государственной известности его родственник Лев Сапега, секретарь Великого княжества Литовского (февраль 1580 г.), писарь Государственной Канцелярии (1581 г.), подканцлер, автор третьего статута 1588 г. Лев Сапега умер в 1633 г., и через два года прекратилась деятельность в Гомеле очередного Сапеги — Павла, который был заменен неким Александром Служкой [2, с. 13-17].
Гомельские Сапеги, чувствуя покровительство, вели себя достаточно свободно, отличались властью и нетерпимостью к местным православным традициям, эксплуатировали гомелян экономически, имея в своем непосредственном «держании», кроме Гомеля, 32 села Гомельского староства.
С 1730 г. гомельским старостой становится Михаил Чарторыйский. Старосты исполняли административные и судебные функции и ежегодно вносили в казну на содержание войска часть чистого дохода от представленного в держание владения.
Гомель в XVI-XVII вв. по-прежнему являлся форпостом, находящимся в пограничной области. В кон. XVI — сер. XVII вв. он терпел бедствия от казацко-крестьянских выступлений и российских полков. Эти обстоятельства сильно отражались на жизни города и его жителях. Важнейшей задачей горожан была постоянная забота об укреплении обороноспособности крепости. Она поглощала все внутренние силы Гомеля и волости. В немалой степени из-за этого внешний вид Гомеля в XVI — XVII вв. очень изменился. Документальные источники позволяют нам представить в общих чертах внешний вид Гомеля и характер его застройки в XVI-XVIІІ вв. Городская территория в это время занимала незначительную часть современного Центра и находилась между Киевским спуском и Гомеюком. С другой стороны город ограничивали Сож и местность, где сейчас находится ул. Трудовая. На юге, западе и севере город соединялся с предместьем.
Замок в Гомеле размещался на высоком правом берегу реки Сож при впадении в нее ручейка Гомий (Гомеюк) и занимал примерно 1,5 га. От городской постройки, которая окружала замок с запада и юга, он был отделен оборонительным рвом шириной 30-35 м. Площадка имела сегментоподобную форму с периметром укреплений около 460 м. Высокие склоны в сторону Сожа и Гомия удачно сочетались со штучными укреплениями. Замок имел мощный оборонительный вал, деревянные многоярусные башни, стены города с боевыми галереями, въездную арку с перекинутым через ров подъемным мостом. Стены укреплений на значительную высоту были обмазаны глиной, которая защищала их от гниения и исполняла противопожарную роль. Из замка подземный ход вел к Сожу, откуда во время осады брали воду.
Замок неоднократно горел и отстраивался. Рядом с замком находилась тюрьма. Наиболее красивой была деревянная Николаевская церковь.
В Гомельском замке находился арсенал. Там имелось как огнестрельное, так и холодное оружие. Наиважнейшим средством обороны города была артиллерия. Пушки XVI в. — длинностволые, среднестволые и для стрельбы каменными пулями.
Замковому хозяйству принадлежало также 6 мельниц по рекам две водяные сукновальни. Немалую роль в хозяйстве играли заводы по выплавке металлов из болотных руд.
Таким образом, замковое хозяйство имело большие размеры и выходило за границы города. Вокруг замка размещался город, который по периметру был окружен насыпанным валом с деревянными укреплениями. Въезд и выезд осуществлялся через башни — Печерскую, Могилевскую, Речицкую, а Водная вела к городской пристани Через ров около въездных башен были переброшены мосты.
В XVI-XVIІІ вв. город имел радикально-полукруглую застройку и усадебно-уличный план. Главные улицы — стрелы (всего их было пять) веером расходились от замка. Наиважнейшая часть города — его торговая площадь, которая находилась на севере от замка. Рынок занимал площадь более 5 тыс. м2. Здесь находились торговые ряды и склады для товаров. В 1681 г. их было 16. На рынке было также специальное здание для хранения гирь — эталонов веса.
Чтобы не пропустить новые статьи и исследования — подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!
Одной из древнейших улиц в Гомеле была Чечерская. Начиналась она около современного Петропавловского собора и заканчивалась через 100 м Чечерскими воротами. За городом улица превращалась в дорогу, что вела в сторону Чечерской волости. Кроме Чечерской были также улицы Троицкая, Спасовская (по названию церкви), Карниловская и Речицкая.
Население города многократно изменялось в военные годы. Натуральный прирост городских жителей был небольшим, количество жителей Гомеля увеличивалось преимущественно за счет переселенцев — беглых крестьян, шляхтичей, казачества, а с кон. XVII — нач. XVIII вв. — и российских староверов.
Точные данные о количестве жителей Гомеля в разные периоды его истории отсутствуют. Однако инвентари 1681 г. позволяют сделать определенные подсчеты. Согласно этому документу в Гомеле было 165 хозяйств-домов, следовательно, количество жителей было не менее 1 тыс. человек. Так что Гомель XVII в. был, скорее, не городом, а местечком.
Однако при этом необходимо учитывать, что Гомель в 1648-1667 гг. претерпел разруху и упадок из-за войн, которые всегда несли народу большие бедствия и разрушения. Но не меньшей бедой был раскол общества по социальной и религиозной принадлежности. Его причинами были Брестская церковная уния, усиление эксплуатации простого населения, дальнейшая полонизация Великого княжества Литовского, а также конфессиональная политика правящих кругов Речи Посполитой.
В XVIII в. число жителей росло очень медленно. Большой ущерб городу нанес пожар 1737 г. Ночью в доме мещанки Семеновой вспыхнул пожар, который перекинулся на соседние здания. В считанные минуты пламя уничтожило большую часть города. Обездоленные жители не могли после этого события платить государственные налоги и начали семьями переселяться в границы Российского государства. Пожар уничтожил и все гомельские церкви. Уцелел только Никольский собор. Возводить новые церкви в то время было запрещено, более того, почти все храмы вокруг Гомеля были переделаны униатами. Только в 1756 г. под нажимом недовольного населения и российской стороны гомелянам было разрешено построить в городе три православные церкви.
К моменту вхождения Гомеля в состав Российской империи в нем было 1889 жителей. Население города значительно отличалось по своему имущественному и социальному положению. В XVI-XVIII вв. на высшей ступени общества находилось немного горожан — крупные купцы, ростовщики, городская управа. За ними шла группа людей среднего достатка, которую составляли торговцы, ремесленники. Внизу социальной лестницы находились батраки, обедневшие ремесленники. Наиболее значительную по количеству городскую общину — корпорацию составляли мещане. Такая организация охраняла их права, создавала благоприятные условия для занятия ремеслом, торговлей, промыслами, способствовала развитию мещанского самоуправления.
Великие князья ВКЛ, заинтересованные в стабильном поступлении средств в казну, давали городам магдебургское право. Согласно этому праву на самоуправление мещане освобождались от ряда феодальных повинностей, получали юридически оформленные права заниматься ремеслом и торговлей, выбирать магистрат — органы городского самоуправления. Магистрат исполнял роль административной власти. Магистратские власти исполняли также судебнополицейские функции, следили за торговлей, собирали налоги. В великокняжеских городах во главе магистрата стоял войт, который назначался великим князем из наиболее знаменитых горожан. Магдебургское право не распространялось на духовных и светских феодалов, еврейские общины и некоторые другие категории населения.
Что касается Гомеля, то конкретных документальных подтверждений об органах городского самоуправления нет, но то, что они существовали, нет сомнений. 21 марта 1560 г. король и великий князь Жигимонт Август подарил жителям Гомеля городскую печать с силуэтом креста и надписью на латинском языке «Герб города Гомеля». Печать позволяла горожанам без вмешательства посредников осуществлять имущественные и другие сделки между собой, с верховной и местной властью, жителями других городов и местечек княжества. Гомеляне пользовались этой печатью вплоть до вхождения города в состав Российской империи. Печать с гербом является важным подтверждением признания верховной властью определенных прав гомелян на самоуправление.
Значительную часть населения составляли так называемые служилые люди, которые представляли собой отдельную сословную группу. В нее входила прислуга старостовой администрации, замковые пушкари, казаки гомельского гарнизона и другие.
Привилегированную часть населения Гомеля составляли представители феодального сословия — шляхта и духовенство, которые владели большими и лучшими участками городской земли, богатыми домами и челядью. Шляхтичи пользовались широкими правами во всех сферах общественной жизни, не подлежали городскому суду, не платили поземельного налога. Права феодала охранялись законодательством и великокняжескими привилеями. Шляхта в Гомеле, как и по всей территории Беларуси, служила, прежде всего, великому князю.
В XVI-XVIІІ вв. численность гомелян пополнялась за счет выходцев из российских земель, Украины и Польши. В Гомеле оседали российские торговцы, ремесленники, беглые крестьяне. Русская часть населения Гомеля расширилась в XVIII в. за счет московцев — староверов, выходцев из Орловской, Тверской, Нижегородской, Калужской и других российских губерний. Жили в Гомеле также выходцы и из Украины. Переселенцы из Польши активно обосновываются в Гомеле с кон. XVI в., но особенно заметным становится их влияние в кон. XVII в. В пер. пол. 1770-х годов в Гомеле было 18 домов католиков, в которых проживало 67 шляхтичей и католических ксендзов, или 3,5 % от всего населения.
Отдельную этноконфессиональную группу гомельского населения составляли евреи, сведения о проживании которых начинают появляться с сер. XVII в. После сечи, которую устроили в Гомеле казаки Мартына Небабы в 1649 г., многие евреи сбежали из Гомеля. Так, из 165 хозяйств Гомеля в 1681 г. евреям принадлежало только 2. До 1770-х годов еврейская община в городе увеличилась до 596 чел., т. е. около 32 % всего населения города. Ей принадлежало около 70 хозяйств-дворов. Среди гомельских евреев имелись как богатые, так и бедные торговцы, ремесленники, священники. В соответствии с законодательством Великого княжества Литовского евреи, которые жили в белорусских городах, образовывали особую сословно-конфессиональную, а вместе с тем и таможенную группу населения, право которой охраняли кагал. Кагал — это общество, социальная организация еврейства, в рамках которого развивалась национальная культура и языки идиш (как средство общения) и иврит (язык образования, делопроизводства, религии). Кагал занимался сбором налогов, решал общественные и религиозные дела евреев.
Большое влияние на жизнь города оказывали занятия его населения. В XVI-XVIII вв. здесь развивались кузнечное, слесарное оружейное, кожевенное, швейное ремесла, гончарное производство, строительство, ткачество. Имеются сведения о развитии в Гомеле винокурения, производства пороха. В документах упоминаются мельники, рыбаки, пушкари, писари, перевозчики, плотники, рисовальщики икон. От этих занятий произошли многие фамилии жителей города.
Таким образом, Гомель в XVI-XVIІІ вв. оставался небольшим укрепленным городом с преобладающим торгово-ремесленным населением.
В кон. XVI — нач. XVII вв. Речь Посполитая вступила в состояние глубокого экономического, финансового и социального кризиса. Белорусские крестьяне и мещане, доведенные до нищеты Ливонской войной и феодальными поборами, были готовы подняться на борьбу. Ситуация усложнилась и в связи с прошедшими ранее стихийными бедствиями. Так, летом 1592 г. в восточных землях ВКЛ прошли страшные бураны и град. В окрестностях Чернигова, Гомеля, Стрешина, Рогачева, Речицы, Кричева и других городов пропал почти весь урожай зерновых.
Осенью — зимой 1595 г. юго-восточную Беларусь охватило большое антифеодальное восстание. Началось оно на Украине среди «казацкой вольности». Но к отрядам Северина Наливайки, которые состояли из казаков-украинцев, присоединились белорусские крестьяне, часть мещан и даже малоземельная шляхта. Главный удар повстанцев был сконцентрирован против крупных феодалов и католического духовенства. Имения феодалов горели на всем Полесье. С помощью горожан казацко-крестьянские отряды захватили Туров, Речицу. Жители Гомеля также поддержали повстанцев и пустили их в город. Но в начале 1596 г. великокняжецкое войско и шляхецкие отряды сумели расправиться с плохо вооруженными повстанцами. Утратив инициативу, весной 1596 г. С. Наливайка увел остатки своих отрядов на Волынь.
Столкнувшись с открытыми вооруженными выступлениями простых людей, паны-магнаты не сделали для себя соответствующих выводов и не пошли на смягчение феодального гнета. Поэтому крестьяне, как и до этого нередко, поднимались с обжитых мест и шли окружным путем на юг, пополняя казацкие ряды Запорожской Сечи.
В это время (в 1596 г.) правящие круги Великого княжества Литовского подписали Брестскую церковную унию, которая была принята без одобрения широких слоев белорусского и украинского народов, провоцировала подъем борьбы за сохранение традиционной веры и культуры. Для Ватикана и Польши уния была средством расширения влияния на белорусские и украинские земли. Православные духовные и светские феодалы княжества, которые поддерживали унию, рассчитывали на преодоление конфессиональных разногласий внутри привилегированных слоев общества и достижение полного равенства в правах православной и католической знати.