Александр Вертинский как-то ехал в троллейбусе. Его спросили, не выходит ли он на следующей остановке. Он ответил, что нет, на что в ответ получил фразу: "Чего тогда стоишь на дороге, а ещё интеллигент, шляпу надел..."
Что ответил Вертинский можно загуглить, ответ полон смысла и сарказма, а я же вот о чём – в обществе существуют определенные стереотипы поведения, внешнего вида, приписываемые людям разных социальных статусов и социальных ролей. Если интеллигент, то обязательно в очках и шляпе, если учитель, то с прической гулькой, очками, целый день с журналом подмышкой и указкой в руках. И, конечно же, учитель не может быть раздражённым, он – образец, эталон, он - сеятель разумного, доброго, вечного.
Учителя - тоже люди
Мне кажется, не стоит забывать, что учитель – человек. А человеку свойственно и раздражение, и печаль, и обида - весь огромный спектр человеческих эмоций. Учитель может расстроиться из-за плохих результатов написанной проверочной работы. Учитель может растеряться в конфликтной ситуации с родителем или ребёнком. Учитель может устать, да просто физически устать, так как рабочий день не нормированный и порой границ между работой и домом не существует, мы все тащим работу домой, обкладываемся тетрадками и учебниками и до пенсии готовимся к урокам. Хорошо это или плохо, не знаю.
Мне кажется, что ребятам не менее важно видеть в учителе человека, а не функцию. Человеку нужен человек, а не биоробот. Однако, учитель должен стараться, чтобы его негативные эмоции не выплескивались на учеников. Сложно, трудно, но нужно.
Все болезни от нервов
Учительская профессия входит в топ-10 профессий, с высоким уровнем стресса. Как известно, задавленная эмоция – это прямая дорога к инфарктам, инсультам и другим болезням.
Как противостоять стрессу, который влечёт за собой негативные эмоции?
На первом месте советов занятия спортом - йога, танцы и почти любой вид спорта снимает зажимы и раскрепощает. Бег, например, снимает ещё и зажимы на внутренних органах. Однако, часто учитель работает в две смены, приходит домой и начинает готовиться к урокам на завтра. Те, кто успевают ещё и до тренажерного зала дойти – настоящие герои. Много ли их? Я спасаюсь прогулками с собакой, несравнимо, конечно, с фитнес-залом, но хоть что-то.
На втором месте советов по снятию стресса – массаж. На профессиональных массажистов нужны средства и время, поэтому если в таковых есть ограничение, надо использовать домашних. Мужья, сыновья, дочери – все на спасение матерей-учителей!
Контрастный душ, музыка, пешие прогулки, сон до обеда и после, любимая книга или фильм. А как снимаете стресс вы?
С уважением, учитель истории Екатерина Узакова
Гимназия №1 города Челябинска