В условиях, враг был уже у порога, когда молодые люди подделывали документы и уходили к партизанам, чтобы попасть на фронт, даже не верится, что кто-то мог струсить, смалодушничать, спрятаться за спинами совсем еще юных мальчишек и девчонок. Но такие случаи были.
Статистика говорит сама за себя. Источники приводят примерно одинаковые цифры: 1,7 млн. дезертиров и 2,5 млн. уклонистов. Первый случай дезертирства произошел буквально через неделю после начала войны: 1 июля 1941 года молодой новобранец спрыгнул с военного эшелона, идущего на полном ходу.
Почему же не хотели воевать? Причины называют самые разные, несогласие с властью – в том числе. «За коммунистов воевать не пойду, защищать гадов не буду!», – заявил некий житель Рязанской области. Вот только «политическим» было невдомек, что воевать нужно не за власть, а за Родину, и что враг безжалостно расправится даже с лояльными оккупантам гражданами, когда придет. Уклонялись также по религиозным мотивам. Но главным мотивом, естественно, был страх за свою жизнь.
Можно было не отправляться на фронт вполне легально. Но бронь – особый документ, обеспечивающий эту возможность –давали только специалистам в стратегически важных отраслях, некоторым спортсменам и деятелям искусства. Случалось, что и рядовые граждане могли откупиться достаточной суммой денег. Интересно, что почти половина «забронированных» (45%) проживала в Москве, в сельской местности их было не более 5%. Поэтому специалисты уверены: главная заслуга в Победе принадлежит крестьянству.
Приводят и другую любопытную статистику. Известно, что дезертира в случае поимки ожидал расстрел, но, как ни странно, расстреливали далеко не всех. По крайней мере, по уклонистам этот показатель составлял не более 0,5%, при чем приговоренные совершали тяжкие преступления в бегах. Примерно 212 тыс. дезертиров так и не были найдены, 200 тыс. преступников расстреляли. В ходе операции по поимке дезертиров и уклонистов в июне-сентябре 1944 года арестовали 171 тыс. чел. В Красную Армию отправили примерно 104 тыс. чел. Больше всего дезертиров и уклонистов было в Горьковской и Сталинградской областях, а также в Якутии (здесь их вообще ловили до 1947 года).
Естественно, в одиночку выжить было крайне сложно, поэтому дезертиры объединялись в банды. Часто к списку преступлений помимо уклонения от военной службы добавлялись грабежи и разбой, а также другие виды насилия по отношению к мирным жителям и милиции. Так, всего за два месяца зимой 1941-42 гг. в Сталинградской области ликвидировали 12 банд дезертиров. Подобные банды действовали в Саратове, Пензе и даже в Ленинграде.
Так или иначе, суровые времена требовали решительных действий. Поэтому к дезертирам не могло быть никакой жалости. Учитывая то, что эти люди отсиживались в тылу, когда в партизанском движении участвовали даже дети, власть поступала с преступниками справедливо.
Вам может быть интересно:
Как в СССР жили пленные немцы
Как маленькая девочка отравила 100 немцев во время войны
Почему Ленин в Мавзолее до сих пор не развалился?