Погода в тот день была шикарная, не припомню, чтоб предыдущие посещения фортов были такими же спокойными. Обычно холодный ветер со снегом и сумерки короткого светового дня дополняли наши походы в зимний период, или же снова ветер, но с новым спутником - дождем, в течении остальных сезонов.
Строительство этой и других морских батарей в 1855 - 1856 годах было вызвано срочной необходимостью укрепления Кронштадтской крепости, из-за возросшей активности Англо-Французского флота в Балтийском море в ходе Крымской войны 1853 - 1856 годов.
Строительством батарей руководил командир Северного инженерного округа Морской строительной части, инженер генерал-майор Иосиф Гедеонович Дзичканец. За огромный вклад в строительство новых укреплений многие офицеры были повышены в чинах и награждены, а вторая морская батарея, с 7 апреля 1856 года высочайшим повелением стала именоваться "Дзичканец".
Первоначально была построена временная батарея, её строительство продолжилось и по окончанию Крымской войны, но велось значительно медленней. Основным отличием этого укрепления, от первой южной и северных батарей, также возведенных в военный период, было размещение вооружения. Орудия установили не в казематах, а на открытых площадках за земляным бруствером.
С 1870 года батарею перестраивают в камне. Были построены пороховые погреба, механизм подъема зарядов и снарядов, казематированные казармы и другая инфраструктура для обслуживания новых артиллерийских систем. На вооружение поставили восемь 9-дюймовых (228,6 мм.) нарезных береговых орудий образца 1867 года.
Для определения дальности до потенциальных кандидатов в утопленники служил дальномерный пост. Данные полученные с нашего дальномера, совместно с информацией постов соседних батарей, позволяли определить точное расстояние до цели.
Рассыпающаяся кирпичная кладка по бокам дальномерного павильона - не что иное, как шахты подъемного механизма. С его помощью снаряды и заряды из недр пороховых погребов подавались к орудиям.
К концу XIX века батарею снова перевооружили, в качестве основного калибра установлены три 11-дюймовых (280 мм.) и шесть 9-дюймовых (228,6 мм.) береговых орудий. Артиллерия меньшего калибра была представлена 8-ми (203,2 мм.) и 6-дюймовыми (152,4 мм.) орудиями. Довольно неплохой набор вооружения для самого маленького форта Кронштадтской крепости.
Для полного представления о вооружении батареи привожу пару снимков сохранившихся орудий береговой обороны. Установлены они в крепости Свеаборг на территории Финляндии.
Осмотрев артиллерийские позиции, направились во внутренние помещения батареи. К сожалению, там ничего не сохранилось, к осмотру предстают только голые стены да наскальные рисунки побывавших здесь ранее "исследователей".
Помещения казармы завалены мелким мусором и камнями, а где-то из-за сырости развалилась кирпичная кладка. Пройдясь по казарме и сделав пару снимков, направился к пороховым погребам.
На стенах оставлены автографы, в стиле: "Тут был Вася и компаньоны".
Пороховые погреба также освобождены от всего металлического, ни намека на стеллажи и рельсы, для хранения и перемещения боеприпасов. Только под потолком сохранились остатки светильников.
И в заключении, осмотрев пустующие шахты снарядных подъемников, направился через некогда жилые помещения к выходу.
Недалеко от причала из земли торчит древняя дульнозарядная пушка, в далеком прошлом такие орудия устанавливались на кораблях и фортах Кронштадтской крепости. А после устаревания и снятия с вооружения их использовали в качестве кнехтов.
Исходя из обозначения на цапфе и внешнего вида, перед нами 32-х фунтовое (163 мм.) чугунное орудие изготовленное в 1787 году на Карронском орудийном заводе в Шотландии, по заказу адмирала С.К. Грейга. Дальность стрельбы составляла 850 метров.
В начале XX века, в связи с появлением новой дальнобойной артиллерии и переносом линии обороны Кронштадта на 60 километров на запад, батарея утратила свое значение. С неё сняли вооружение, а помещения стали использовать как склады военно-морского имущества.
На этом военная служба батареи не закончилась. В 1921 году форт принимал участие в антибольшевистском восстании, обороняя Кронштадт от наступающих по льду частей РККА. В годы Великой Отечественной войны здесь были размещены четыре 76 мм. зенитных орудия входивших в систему ПВО крепости. Через форт проходила Малая дорога жизни, по которой осуществлялось снабжение и переброска войск на Ораниенбаумский плацдарм.
Заключительная фотография из руин. Небо, по местной погодной традиции, наливается свинцовыми тучами и поднимается небольшой ветерок. Но это не помешало нам осмотреть в этот день еще пару фортов.
Познакомиться с другими отчетами о морских прогулках можно ниже:
Форт Александр I, прозванный "Чумный форт";
Пороховой погреб морского ведомства;
Морская южная батарея №3, "Граф Милютин".
Спасибо всем за прочтение и проявленный интерес!
Подписывайтесь на канал!