Найти тему

Древние церковные скульптуры Архангельской земли

На русском Севере почитали особые ‘иконы’ - вставленные в киоты объемные деревянные фигуры святых, причем иногда выполненные в полный рост и достигающие в высоту двух метров.

Наиболее древние такие иконы в Архангельске датируются XVI в. Самобытные скульптурные изображения называли резными образами, причем они были частью иконостаса и могли стоять на месте храмового образа. В деревнях резные фигуры святых украшали платками, полотенцами, поясами и другим декором.

На фото 1958 г. - интерьер Никольской часовни деревни Киселевская около села Лядины.
На фото 1958 г. - интерьер Никольской часовни деревни Киселевская около села Лядины.


И хотя в 1722 г. Синод издал указ «О воспрещении иметь в церквах иконы: резные, вытесанные и вообще писанные неискусно или несогласно Святому Писанию», бытование уникальных образов не прекратилось, они сохранялись во многих церквях и домах вплоть до XX века - а кое-где по сей день.

Уникальные образцы статуарной скульптуры и древние иконы русского Севера можно увидеть на выставке «Иконы Каргополья. Возрождение», которая проходит до февраля в галерее Церетели в Москве.

Святитель Николай Чудотворец (образ Николы Можайского, по легенде защитившего город Можайск от неприятеля, явившись над ним с мечом), скульптура XVII века, из деревни Никольская Каргопольского района Архангельской области.
Святитель Николай Чудотворец (образ Николы Можайского, по легенде защитившего город Можайск от неприятеля, явившись над ним с мечом), скульптура XVII века, из деревни Никольская Каргопольского района Архангельской области.
Никола Можайский XVII века с храмом в левой руке, из частного дома в деревне Луги Плесецкого района Архангельской области
Никола Можайский XVII века с храмом в левой руке, из частного дома в деревне Луги Плесецкого района Архангельской области

Традиционный Никола Можайский с Архангельского севера - почти двухметровая деревянная фигура из цельного куска лиственной породы, помещаемая в киот со створками из хвойных пород. В одной руке Никола держал меч, в другой - собор. Голова, запястья, ступни, храм и меч могли вырезаться из отдельных кусков. Статуя расписывалась иконописцами, покрывалась золотом и лаком.

Святитель Николай в киоте со створами, XVII век, из церкви святых Флора и Лавра села Астафьево Каргопольского района Архангельской области. В верхней части створ - Никейское чудо, солнце и луна, роспись XVIII века, справа святитель Модест, слева брат божий апостол Симеон
Святитель Николай в киоте со створами, XVII век, из церкви святых Флора и Лавра села Астафьево Каргопольского района Архангельской области. В верхней части створ - Никейское чудо, солнце и луна, роспись XVIII века, справа святитель Модест, слева брат божий апостол Симеон