На русском Севере почитали особые ‘иконы’ - вставленные в киоты объемные деревянные фигуры святых, причем иногда выполненные в полный рост и достигающие в высоту двух метров.
Наиболее древние такие иконы в Архангельске датируются XVI в. Самобытные скульптурные изображения называли резными образами, причем они были частью иконостаса и могли стоять на месте храмового образа. В деревнях резные фигуры святых украшали платками, полотенцами, поясами и другим декором.
И хотя в 1722 г. Синод издал указ «О воспрещении иметь в церквах иконы: резные, вытесанные и вообще писанные неискусно или несогласно Святому Писанию», бытование уникальных образов не прекратилось, они сохранялись во многих церквях и домах вплоть до XX века - а кое-где по сей день.
Уникальные образцы статуарной скульптуры и древние иконы русского Севера можно увидеть на выставке «Иконы Каргополья. Возрождение», которая проходит до февраля в галерее Церетели в Москве.
Традиционный Никола Можайский с Архангельского севера - почти двухметровая деревянная фигура из цельного куска лиственной породы, помещаемая в киот со створками из хвойных пород. В одной руке Никола держал меч, в другой - собор. Голова, запястья, ступни, храм и меч могли вырезаться из отдельных кусков. Статуя расписывалась иконописцами, покрывалась золотом и лаком.