Найти в Дзене
Архивариус Кот

Полёт Орлёнка

Казалось, ему была уготована счастливейшая судьба, а он так и остался «бедным маленьким герцогом сказочных лет» (А.Вертинский), овеянным множеством легенд… Орлёнок (l'Aiglon)… Так французы называют сына Наполеона и Марии-Луизы. Желанного, обожаемого сына, о котором мечтал император! Сына, ради рождения которого Наполеон расторг свой брак с Жозефиной и взял в жёны австрийскую принцессу. Орёл был на гербе Наполеона, Орёл – император, Орлёнок – его сын… Он родился 20 марта 1811 года, получил имя Наполеон Франсуа Жозеф Шарль и сразу был провозглашён королём Римским и наследником империи. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» опишет его портрет: «Весьма красивый курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображён был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр. Хотя не совсем ясно было, что именно хотел выразить живописец, представив так называемого короля Рима протыкающим земной шар палочкой, но аллегория эт

Казалось, ему была уготована счастливейшая судьба, а он так и остался «бедным маленьким герцогом сказочных лет» (А.Вертинский), овеянным множеством легенд…

Орлёнок (l'Aiglon)… Так французы называют сына Наполеона и Марии-Луизы. Желанного, обожаемого сына, о котором мечтал император! Сына, ради рождения которого Наполеон расторг свой брак с Жозефиной и взял в жёны австрийскую принцессу. Орёл был на гербе Наполеона, Орёл – император, Орлёнок – его сын…

Мария-Луиза
Мария-Луиза

Он родился 20 марта 1811 года, получил имя Наполеон Франсуа Жозеф Шарль и сразу был провозглашён королём Римским и наследником империи. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» опишет его портрет: «Весьма красивый курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображён был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр.

Хотя не совсем ясно было, что именно хотел выразить живописец, представив так называемого короля Рима протыкающим земной шар палочкой, но аллегория эта, так же как и всем видевшим картину в Париже, так и Наполеону, очевидно, показалась ясною и весьма понравилась».

Ф.Жерар. Портрет Римского короля
Ф.Жерар. Портрет Римского короля

Не совсем понятно недоумение писателя: при игре в бильбоке шарик подбрасывается и ловится на острие палочки или в чашечку. Мне кажется, аллегория действительно ясна: земной шар для Римского короля – всего лишь игрушка.

Толстой подчёркивает, что Наполеон изображает любовь к сыну («И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, — это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность»), на самом же деле император сына по-настоящему любил, но был с ним очень мало.

Описанная сцена в романе Толстого происходит перед Бородинским сражением. Дальнейшие события известны всем. После взятия Парижа союзными войсками и после Ватерлоо Наполеон дважды отрекался от престола в пользу сына, но Римский король корону так и не получил. Находясь на Эльбе, Наполеон мечтал о встрече с сыном, но так и не увидел его…

Наполеон Бонапарт
Наполеон Бонапарт

После поражения Наполеона мальчик жил во дворце своего деда, австрийского императора. Замок Шёнбрунн стал для него золотой клеткой. «Англия поймала орла, Австрия — орлёнка»,- с горечью заметит Виктор Гюго. Мальчику дали титул герцога Рейхштадтского, запрещали называться полным именем, приучая к немецкому Франц.

Шёнбрунн
Шёнбрунн

При нём старались не упоминать о его отце, называя его самого «сыном Её Высочества эрцгерцогини» (кстати, мать легко рассталась с сыном, жила в Парме и устраивала там свою жизнь, вступив в новый брак). А он, почти не помня отца, знал о нём почти всё и преклонялся перед его памятью. Мальчик, затем юноша мечтал расправить крылья… Но ему это было не суждено. Юный герцог умер от туберкулёза 22 июля 1832 года. Ходили слухи о его отравлении, так как бонапартисты заочно провозгласили его императором под именем Наполеона II (показательно, что пришедший к власти «маленький племянник большого дяди» Луи-Наполеон взял себе имя Наполеона III, признавая права кузена).

Не стоит удивляться, что судьба юного герцога привлекала писателей и поэтов во все времена (из произведений последних лет назовём роман Ж.Бенцони «Волки Лозарга»). Русские читатели с детства помнят лермонтовский «Воздушный кораблю»:

…Зовет он любезного сына,

Опору в превратной судьбе;

Ему обещает полмира,

А Францию только себе.

Но в цвете надежды и силы

Угас его царственный сын,

И долго, его поджидая,

Стоит император один…

-6

В конце XIX века Э.Ростан написал драму «Орлёнок», которая была поставлена в 1900 году. Главную роль сыграла Сара Бернар (вообще история постановок пьесы интересна тем, что роль герцога Рейхштадтского с равным успехом играли и мужчины, и женщины). Несмотря на то, что к моменту премьеры «великой Саре» было уже 56 лет, она исполняла эту роль долгие годы (вспомните знаменитый фильм «Замороженный»: «У нас 1905 год, Сара Бернар всё ещё играет в ростановском «Орлёнке»!»), а в 1908 г. привозила спектакль на гастроли в Россию.

Сара Бернар в роли герцога Рейхштадтского
Сара Бернар в роли герцога Рейхштадтского

В России пьеса шла в переводе Т.Щепкиной-Куперник и тоже имела огромный успех.

В.Петипа (сын великого балетмейстера) в роли герцога Рейхштадтского. Фотография начала ХХ века
В.Петипа (сын великого балетмейстера) в роли герцога Рейхштадтского. Фотография начала ХХ века

Последняя постановка в Москве состоялась в 1991 году в Новом драматическом театре (спектакль назывался «Салют, Наполеон!», режиссёр – Б.Львов-Анохин).

В пьесе юный Франц томится в чуждой ему Австрии. Он рассказывает:

Сражений шум я слышал в мраке ночи,

Лавровый дождь мне упадал на очи,

Мне виделся всё он, всё он, всё он!..

Великие победы с шумом, с блеском

Скользили вкруг меня по занавескам

И наполняли мой мятежный сон…

Юноша мечтает вырваться из клетки (подзаголовок первого акта – «Крылья крепнут»). Но Орлёнку не суждено стать Орлом… Драматург изображает попытку вернуть Орлёнку корону, попытку, которая обречена на неудачу («Крылья надломлены» - подзаголовок пятого акта). Уже тяжело больной, практически поверженный, герцог грезит:

Мне двадцать лет, и ждёт меня корона…

О Боже мой, так это всё не сон?

Мне двадцать лет, я сын Наполеона,

Отец мне завещал свой трон…

Неправда, я не болен… Смерти холод

Уж не коснётся моего чела…

Я император, я здоров, я молод!..

Как хорошо!.. Как эта ночь тепла!..

Ростан заканчивает пьесу приказом Меттерниха над мёртвым Францем: ««Австрийский на него надеть мундир!..»

Герцога Рейхштадтский был похоронен в императорском склепе в Вене, однако в 1940 г. Гитлер, стремясь к популярности у французов, приказал перезахоронить сына рядом с отцом, в одной из часовен Собора Инвалидов в Париже (хотя его забальзамированное сердце так и осталось в Австрии); в 1969 г. прах Франца поместили в крипту, рядом с саркофагом Наполеона. Думается, Орлёнок был бы счастлив лежать рядом с Орлом.

Надгробная плита в Соборе Инвалидов в Париже
Надгробная плита в Соборе Инвалидов в Париже

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

Мои другие статьи о литературе:

«Любовь трубадура» здесь

«Опередивший время» здесь

"В поисках французской королевы" здесь

Навигатор по всему каналу здесь