Найти в Дзене
Юридические тонкости

Когда видеонаблюдение за покупателями в магазине незаконно

«В магазине ведется наблюдение» – подобные предупредительные таблички сейчас далеко не редкость, и каждый раз при их виде невольно настораживаешься: кто знает, откуда смотрит сейчас на тебя «всевидящее око».

Не секрет, что магазины давно взяли на вооружение широкие возможности видеозаписи для борьбы с кражами. Но каждому ли покупателю понравится невольно позировать в объективе?

Особенно, учитывая, что периодически вспыхивают скандалы по поводу опубликования в интернете материалов скрытой видеосъемки посетителей магазинов.

К сожалению, вопросы видеонаблюдения еще недостаточно урегулированы в законе, в связи с чем большая часть их оставлена на судейское усмотрение.

И все же отдельные нормы позволяют выстроить определенную картину и определить, в каких случаях видеонаблюдение законно, а когда оно переходит запретную черту.

Видеонаблюдение в торговом зале

Съемка на фото- или видеокамеру всегда ставит под угрозу личные права граждан: на неприкосновенность частной жизни, а также на защиту чести и достоинства.

Поэтому законы устанавливают целый ряд условий, при соблюдении которых видеонаблюдение допустимо. В частности, когда запись на видео осуществляется в целях охраны какого-то объекта, посетители обязательно должны быть предупреждены об этом.

Причем объявления о видеосъемке должны размещаться строго перед входом на охраняемый объект и в зоне их гарантированной видимости (независимо от времени суток). То есть маленькая табличка о видеонаблюдении, скромно выставленная в углу, среди ярких рекламных объявлений, не отвечает требованиям закона.

Кроме того, закон прямо запрещает вести скрытое видеонаблюдение за людьми. Даже покупка специальных технических устройств, которые позволяют вести скрытую съемку, подпадает сейчас под уголовную ответственность.

Поэтому таблички с надписью «в магазине ведется скрытое видеонаблюдение» можно при желании признать противоправными. Ну и, разумеется, отснятый видеоматериал прямо запрещено публиковать и использовать иным образом без согласия гражданина (кроме как передавать по запросу правоохранительных органов).

За подобное нарушение предусмотрено, как минимум, административное, а, как максимум, уголовное наказание с обязательной компенсацией морального вреда потерпевшему.

До конца еще не решен вопрос о том, должен ли магазин обозначать место расположения и зону видимости камер в зале. По спорам, связанным с видеонаблюдением на рабочих местах, суды сформировали единую позицию: работодатель обязан размещать информационные таблички в местах, где установлены камеры.

Поэтому есть основания применить это правило и к магазинам, хотя окончательный ответ на это может дать только Верховный суд.

Видеокамеры в примерочных

Правила торговли обязывают продавцов, которые реализуют предметы одежды, обувь, головные уборы оборудовать в зале примерочные кабинки для покупателей (с зеркалом и сиденьем).

Прямого запрета на видеонаблюдение в таких кабинках законом не предусмотрено. Между тем, учитывая право на защиту чести и достоинства, запрет на сбор личной информации о человеке без его согласия, следует признать установку видеокамер в примерочных незаконной.

Даже если магазин повесил перед кабинкой объявление о видеонаблюдении, покупатель имеет полное право потребовать обеспечить ему примерку вне зоны видимости камер.

Когда видеонаблюдение на пользу покупателю

Как показывает практика, далеко не всегда видеонаблюдение в магазине причиняет вред: иногда запись служит для покупателя защитой от необоснованных обвинений со стороны магазина.

Например, одну гражданку пытались привлечь к административной ответственности за мелкое хулиганство: она так громко возмущалась поведением кассира, что охрана в итоге вызвала полицию.

Но суд, изучив видеозапись события, гражданку оправдал: состава правонарушения в ее действия не было выявлено. Поэтому при виде таблички о видеонаблюдении не всегда следует опасаться: если придерживаться рамок правомерного поведения, камера может стать вашим защитником, а не врагом.

© Сивакова И. В., 2018 г.