Найти тему
Русская Семёрка

Какое участие принял Борис Ельцин в создании фильма “Кин-дза-дза”

Оглавление

Трагикомедия Георгия Данелия «Кин-дза-дза» стала настоящим явлением в советском кино. Выйдя на экраны в перестроечный 1986-ой, она ознаменовала новый этап в развитии отечественного киноискусства и общества в целом. Несмотря на все страхи создателей, «Кин-дза-дза» имела успех. Ее съемки обросли огромным количеством легенд, многие из которых имели под собой вполне реальные основания.

«Сказка» для жителей заснеженной России

Идею создания фильма о пустынной планете Данелии подсказал Тонино Гуэрра, сценарист из Италии. Однажды он был в гостях у Георгия Николаевича и обсуждал с ним творческие планы. Данелия поделился своим замыслом создать совершенно новый, не похожий на ранее снятые ленты фильм. Гуэрра сказал, что Россия — такая холодная, укрытая снегами страна, что ей не помешала бы картина, которая поможет согреться.

Тогда у Данелии и родился замысел фильма о далекой и жаркой планете, где никогда не бывает снежных зим. После долгой работы над сценарием в 1984-ом начались съемки «Кин-дза-дзы». Над основным материалом работали в пустыне Каракумы, в Туркмении. Нестерпимая жара и пустынные панорамы этого региона отлично подходили для воссоздания поверхности планеты Плюк, на которой оказались дядя Вова и Скрипач.

Политический подтекст фильма

Данелия собирался снять «сказку» о расположенном где-то в далеком космосе Плюке. Несмотря на это, фильм получился гораздо более сложным и неоднозначным. Многие его эпизоды и высказывания героев слишком уж точно отображали реалии советской действительности. Чего только стоит фраза пацака Би о том, что «правительство живет на другой планете»! Каждый советский гражданин отлично понимал, насколько этот факт касается его страны.

Еще один эпизод с огромным воздушным шаром, наполненным «последним вздохом ПЖ», явно намекал на ситуацию после смерти Брежнева. Тогда страна наполнилась громадным количеством портретов почившего генсека — его «последним вздохом».

«Ку!» под вопросом

Влияние политической обстановки и партийной номенклатуры прослеживалось во всем. Для главной киностудии Страны Советов это было нормой. Власть решала, какие фильмы будут смотреть советские граждане, кто будет играть и что станет говорить. Цензура работала, не покладая рук. Создатели «Кин-дза-дзы» постоянно опасались, что фильм могут «зарезать» из-за двусмысленности некоторых эпизодов.

Даже знаменитое «Ку!» было под угрозой. Бдительные цензоры могли усмотреть в этом возгласе намек на Черненко. Инициалы генсека — К. У. (Константин Устинович) — полностью совпадали с пацакским «Ку!»

Сценаристы стали спешно искать замену этому выражению. Пробовали разные варианты: «Ка!», «Ко!» и пр. К их счастью, к моменту выхода картины на экраны Черненко умер, поэтому переделывать готовый продукт не пришлось. «Ку!» осталось в фильме.

Помощь Ельцина

Влияние высшего руководства страны не всегда было негативным. Борис Ельцин, например, помог создателям фильма в решении одного финансового вопроса. Когда Данелия начал снимать сцену в Торговом зале, оказалось, что не хватает реквизита — 200 маленьких лампочек для шлемов эцилоппов.

На съемки уже было потрачено огромное количество средств. Только на реквизит — свыше полумиллиона! Закупать лампочки за наличные руководство киностудии не разрешало, а на складе Мосфильма не было нужного количества этих простых осветительных приборов.

Для решения вопроса Данелия написал Виктору Гришину, секретарю горкома Москвы. Помощи от чиновника он не дождался. Однако сцена была так нужна для отображения общего замысла, что Данелия решил не останавливаться.

В 1985-ом Гришина сместили, и режиссер снова обратился в ту же инстанцию. На этот раз ему пришлось иметь дело с новым секретарем Ельциным. Во избежание повторения прискорбной ситуации Данелия предупредил Бориса Николаевича, что его предшественника сняли с поста именно из-за лампочек.

В результате Ельцин отдал приказ подчиненным во что бы то ни стало найти указанный реквизит для Мосфильма в необходимом количестве. Дело тут же приняло нужный Данелии оборот. Решил вопрос Леон Оников, один из сотрудников аппарата ЦК. Так благодаря личному содействию Бориса Ельцина одна из важных сцен «Кин-дза-дзы» была спасена.