Введение.
Году эдак в 2004 я впервые поиграл в Bard's Tale... и был покорен ею. Эгоистичный главный герой, так не похожий на набивших оскомину мессий, искрометный юмор, обыгрывание штампов как РПГшных, так и литературных - все вместе складывалось в мозаику изумительной красоты. И, конечно же, мир игры покорил меня не меньше. Наивный, я думал, что все в ней - чистый вымысел, полет фантазии, не более. Но спустя годы мне довелось наткнуться на слово "брох", коим в игре обозначились дома. И наткнулся я на него совершенно в другом месте. Оказалось, что брох - это тип круглого крепостного сооружения железного века, выложенного без использования скрепляющего раствора. И характерны они только для шотландии. Так я заподозрил, что игра имеет вполне себе реальные корни. Почему-то вспомнился парнишка Оган, первый Избранный, чье тело встретилось Барду. Гугл тут же сказал, что Оган - имя не только азербайджанское, но еще и кельтское, и означает оно - юность. Казалось бы, маленькая деталь, но она упрочила меня в уверенности, что мир Bard's Tale имеет кельтские корни.
Конечно, данная статья не всеобъемлюща, ибо многое уже позабыто, но, возможно, кому-то покажется интересной и подтолкнет к дальнейшим изысканиям.
География.
Логично начинать именно с нее, ведь зачин действа происходит в Хутоне - одном из многих городов мира. Ну, как из многих... Хутон, Даунби, Стромнесс, Киркуолл, Финстаун - можно пересчитать по пальцам одной руки. Долго гуглить не пришлось...
Как вы уже, наверное, догадались, все это реальные... поселения. До городов выросли не все, к счастью или к сожалению. А знаете, что их объединяет? Правильно. Все они принадлежат одной территории - Оркнейским островам, которые являются частью Шотландии. Хмм...
Что ж, разобравшись с географией, можно двигаться дальше.
Существа и расы.
Трау - забавные существа, который предстают перед игроком в качестве певцов, торговцев и грозных (хотя бы поначалу) воинов.
А в фольклорной традиции Оркнейских островов трау - злобные духи невысокого роста, уродливые, но робкие. Ведут преимущественно ночной образ жизни, любят озорничать в человеческих жилищах, пока хозяева спят. Но больше всего трау любят музыку. В сказках частенько говорится о том, что эти малыши похищают музыкантов, дабы услаждать слух их музыкой. Что интересно, про некоторые шотландские мелодии люди услышали именно от трау. Кстати, именно этот маленький народец стал основой для фэнтезийной расы дроу.
Но не трау едиными живы Оркнеи. Помните забавных здоровяков, что работают в шахтах? Мы их еще спасали, разгребая завал. Да-да, фирболги.
Фирболги - третье из мифических племен, правивших Ирландией. Произошли они от Старна, сына Немеда, что был правителем второго мифического племени. Некогда Старна изгнали, и он увел свой народ в Грецию, вот только... греки заставили бедных фирболгов заниматься тяжким трудом - несчастные ирландцы гнули спину, таская в мешках землю с плодородных полей на скалы, чтобы греки могли там разбить свои сады. Кстати, видимо, потому их и позвали фирболгами: "болг" в переводе с ирландского означает "мешок". И хотя народец из игры внешне не очень-то похож на людей, но вот род их деятельности вполне можно соотнести с мифическими прототипами.
Но еще больше похожи (пусть и не ликом, но повадками) на своих предшественников из кельтских сказаний представитель морского народца, они же Финфолки.
В фольклоре Оркней финфолки - волшебные существа, оборотни, которые постоянно посещают острова, покидая свой дом в глубинах океана, чтобы похитить ничего не подозревающих рыбаков или расшалившуюся на берегу молодежь. Для чего? Все просто. Пленные остаток своей жизни проводят в океане в качестве супругов своих похитителей. И хотя мы не можем судить об участи, что уготовил морской народец Барду, но их стремление обвить его своими щупальцами и утащить в пучину не заметить нельзя.
Пожалуй, с расами на этом можно закончить и перейти к отдельным существам из кельтских легенд.
Все помнят Буку? Такого странного забавного медведя, которому приносили дары жители Хутона? Ага, тот самый, что оказался обычным старичком, рядившемся в шкуры ради этих самых даров?
Так вот, в оригинале он зовется Bugbear, что в переводе означает "пугало". И хоть это даже символично в своем роде, но интересует нас другое значение. Этим словом, что пришло то ли из среднеанглийского, то ли из древнеуэлльского или древнешотландского обозначалось существо, похищающее детей. Впоследствии именно от bugbear'a произошли английское bogeyman и американское bugaboo, сохранившие семантику оригинала.
Потрясающий монстр Накилеви, который в игре появился "в час полуночи глубокой" из трупа убитой в жертвенном круге лошади, тоже имеет кельтские корни.
Его перенесли в игру из шотландских мифов практически в точности. Ужасное существо, напоминающее кентавра, сидящее на конской спине, но не имеющее человеческих ног, Накилеви был в первую очередь морским чудовищем, который терпеть не мог пресной воды. Там, где слышалась его грозная поступь, умирало все живое. Пшеница гнила, скотину поражала падучая, а всякий встретивший сей жуткий ужас мог погибнуть от его рук. Спастись от Накилеви можно было только перейдя бегущую воду - ручей или реку.
Как ни странно, но жуткая тварь, состоящая из мертвой скотины, тоже имеет свой мифологический прообраз. Вот только внешне они отличаются ну оооочень сильно.
Основой послужило существо Хаггис, встречающееся в шотландских мифах. Основным его характерным признаком является то, что его левая и правая ноги имеют разную длину, благодаря чему он может бегать по крутым горам и холмам (где, собственно, и обитает) без каких-либо проблем, но... только в одну сторону. Конечно, замерить длину ног у босса из Bard's Tale проблематично, но все же и так видно, что несколько не похож (мягко говоря) на тот, каким его представляют шотландцы. А дело вот в чем. Хаггис - это не только чудовище, но и шотландское блюдо, которое готовится из... овечьей требухи. Ну, теперь-то все встало на свои места, не так ли?
Заключение
На этом мы, пожалуй, закончим наше знакомство с элементами кельтской мифологии, дабы оной не пресытиться. Но уже совсем скоро мы к этой теме вернемся, ведь нас еще ждет удивительное погружение в мир персоналий и поисков прообразов Калейх, Луга и прочих.