Найти тему
1520. Все о путешествиях

Проводница спросила: «Зачем вам воздух?» Почему зимой так душно в поезде

Оглавление

Зимой в российских поездах дальнего следования климат намного хуже, чем летом. Я это заметил несколько лет назад и с тех пор ситуация не изменилась. Чтобы побороть это, часто приходится ругаться.

Сперва три истории. Все они – специально зимние, потому что я уверен, что природа жары и духоты в вагонах зимой не в наружной температуре воздуха, как может быть летом, а в криворукости обслуживающих эти вагоны проводников и техников.

«А зачем вам воздух?»

Лет пять назад ехал я на каком-то нефирменном поезде из Петербурга в Ярославль. Обычный купейный вагон – кажется, из старых, немецкого производства. Часа через 3-4 после отправления в вагоне стало невыносимо жарко. С закрытой дверью в купе находиться невозможно, на градуснике в коридоре +30.

Проводница – женщина предпенсионного возраста. Сперва рассказывала мне, что у нее едут бабушки и дети и им холодно. Потом – что не работает вентиляция. Потом – что если она не будет держать +30, то у нее застынет вагон и его где-то в поле отцепят, и нам же будет хуже. На то, чтобы остудить вагон до нужной температуры, ей потребовалось часа 2. Остужала открытыми окнами. Правда потом опять натопила.

Тогда, помню, впервые пожаловался на «горячую линию», но получил отписку, что «все было в норме, это подтверждается другими пассажирами».

-2

Другая история. Маршрут Петербург – Москва. Штабной вагон одного из регулярных поездов (нефирменный). Температуру держат на нормальном уровне и выше +26 она не поднимается. Вентиляция выключена. В закрытом купе, кроме меня, еще три мужика. Дышать нечем, окно не открывается. В соседнем купе семья с ребенком. Им тоже душно – стоят в коридоре. «Все можем простить РЖД, но дайте хотя бы дышать!» На мои призывы к проводнику и начальнику поезда, получаю ответ, что «едут дети», «бабушкам холодно», «вентиляция закрыта на зиму». То, что дети стояли в коридоре, проводника не смущало.

Третья история совсем вопиющая. Все то же самое – жара, духота, но вагон новый. Года два от роду. Проводник делает лицо кирпичом и говорит: «Так все работает». «Но воздух-то не идет?!». «А зачем вам воздух? Не жарко же».

Что такое климат в вагоне

И после вот этого противопоставления жары наличию свежего воздуха я понял, что многие проводники не знают теорию. Дело в том, что на климат в вагоне поезда дальнего следования влияют два основных показателя – температура воздуха и количество в этом воздухе кислорода. Это два разных показателя, которые не всегда соотносятся друг с другом.

-3

Представьте себе, что вы стоите на берегу моря в жаркий день. На улице жара – плюс 35, но много кислорода и вам дышится легко. А вот другой пример – вы находитесь в замкнутом небольшом холодном пространстве. Если вы будете активно дышать, то рано или поздно количество кислорода в воздухе сильно уменьшится, а количество азота резко возрастет. Если пространство очень маленькое и герметичное, то можно и задохнуться. При этом ощутимо теплее вам не станет.

Как регулируется климат в вагоне

С климатом в вагонах зимой на уровне документов все хорошо. Есть отдельные нормы, которые устанавливают, какой должна быть температура в вагоне. Если на улице нет жары, то эти нормы действуют абсолютно для всех вагонов без исключения.

В нормах прописано, что если на улице ниже +20, температура воздуха должна быть в диапазоне +20 … +24. Как правило, проводники соблюдают или делают вид, что соблюдают это правило.

-4

Что касается воздуха, то его поступление в вагон тоже прописано. В «Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003» говорится (п.5.1.34), что «система вентиляции должна быть рассчитана на непрерывную работу для обеспечения подачи наружного воздуха летом не менее 20 куб. м/ч и зимой не менее 10 куб. м/ч на каждое место в вагоне. При этом концентрация двуокиси углерода в купе не должна превышать 0,1 об.%». Ну и дальше есть нормы, сколько воздуха должно поступать в вагон при разной наружной температуре. Однако эти правила повсеместно не соблюдаются, более того, проводники даже не знакомы с ними.

Почему зимой в вагоне хуже, чем летом

Дальше начинается самое интересное. Казалось бы, летом жара и духота, почему же тогда зимой ездить сложнее?

Дело в том, что проводников за последние годы натаскали на соблюдение температурного режима. Летом им, чтобы поддерживать определенную температуру, волей-неволей приходится включать вентиляцию, кондиционер и так далее.

Зимой все иначе. Чтобы поддержать температуру на нужном уровне, надо заниматься подогревом, например, периодически включать электрическую батарею или топить вагон углем. А про вентиляцию все забывают или попросту не понимают, что она необходима.

-5

Более того, многие проводники говорят, что они не могут включить вентиляцию, потому что ее закрывают на зиму. Вы можете себе это представить?! В депо есть такие вредители, которые решают, что пассажирам зимой может быть душно и не нужен кислород. И это в вагонах с наглухо задраенными окнами.

Еще два наблюдения.

Первое. Если очень сильно скандалить, звать начальника поезда, угрожать звонком на «горячую линию», то проводники в 99% случаев находят возможность поддерживать в любом вагоне нормальный климат.

И второе. Представьте, что есть два вагона. Одинаковой модификации. Но один – фирменного поезда, а второй – обычного. В фирменном поезде – что в купе, что в плацкарте – с температурой всегда все будет хорошо, и люди будут спать под одеялом, как дома, а не раздевшись. Хотя нормы на оба поезда одинаковые. Это необъяснимо.