Найти тему
ТАЙНЫ БИБЛИИ

Для победы все средства хороши?

или "МУДРОСТЬ" ИОСАФАТА

Читая Священное Писание – Библию встречаешь категоричные слова, которые часто ставят человека в тупик. У людей знакомящихся с Библией появляется масса вопросов и возражений: «Почему это нельзя?» или «Я же так поступал до сих пор и было все нормально». Иногда проходят годы прежде чем человек признает правдивость Слова Божьего.

Возьмем отношение к окружающему нас миру. Я имею в виду не природу и людей, а систему ценностей, миропорядок, не декламируемый, а существующий. Если быть объективным, то обязательно придем к осознанию, что мир руководствуется отнюдь не Библейскими принципами. Господствующее настроение, дух этого мира не Библейский, он отличен от того что читаем в Священном Писании. Но это наш мир, именно из этого мира мы идем к Богу. Что-то в этом мире нам нравится, обычно то, что касается меня, а что-то в этом мире не нравится, чаще всего, когда кто-то использует меня, и моя гордость этим ущемлена. У каждого свой багаж накопленного опыта, и надо что с этим «добром» делать.

Прочитаем 1Ин.2:15 «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей». Как быть? Или вот еще, написанное верующим, увлеченным общепринятыми мирскими ценностями, Ик.4:4 «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». Серьезное заявление, предупреждающее о невозможности объединения земных и небесных устремлений. Неужели так нельзя и более того - опасно?

-2

Я предлагаю обратиться к очень поучительной истории царя Иосафата. Она записана с 17-ой по 20-ю главу 2-ой книги Паралипоменон. Библия дает хорошую характеристику этому человеку: «И был Господь с Иосафатом, потому что он ходил первыми путями Давида, отца своего, и не взыскал Ваалов (идолов)». Этот царь старался обучать свой народ Закону Божьему. Поступал благоразумно, уповая на Господа, потому что хотел укрепления своего царства. И неожиданно мы слышим неприятные для царского уха слова пророка Ииуя: «Следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебе гнев от лица Господня» 2Пар.19:2. Пророк имел в виду помощь царю Израильскому, погрязшего в язычестве. Все цари Северного Израильского царства в поклонении Богу Живому видели угрозу для своего трона – они боялись, что народ, ходя в Иерусалимский Храм на поклонение, восстанет против их владычества и тогда Израиль опять объединится под властью потомков Давида. Северное Израильское царство, как и любое другое языческое царство, стало прообразом окружающего нас греховного мира - мир отторгает Бога, т.к. видит в Нём конец своим завоеваниям. Борьба неизбежна.

Противостояние и войны сопровождали царствование 3-х предыдущих Иудейских царей. Но все кардинально поменялось в царствование Иосафата. На предложение Ахава воевать сообща, он отвечает: «Как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ: иду с тобою на войну». За это свое решение он и услышал осуждение.

-3

Что особенного произошло? Войны шли десятилетиями, а окончательной победы не было видно. Что-то надо предпринимать, и Иосафат решается добиться цели не с помощью оружия, а с помощью политики – он женит своего старшего сына на дочери Ахава - Гофолии. Т.е. он отбрасывает ненависть и попытается приспособиться под соперника, для того чтобы адаптировать его под себя и в итоге поглотить, со всеми выгодными последствиями. Заманчивый, но рискованный путь с неясным концом. Могло ли это сработать и принёсти успех Иосафату? Попытаемся разобраться. Для нас это важно, потому-что иногда посещают мысли поступить похожим образом, ведь война это всегда тяжело, постоянный надрыв. Может попытаться ужиться и насладиться плодами мирного сосуществования? Но история показывает, что плоды вырастают неожиданные.

В семье родителей Иосафата подобное уже случалось . Однажды Бог обличил отца Иосафата – Асу за то, что он выбрал для войны в союзники языческого царя – Сирийского. Решил обойтись своим, как казалось, мудрым планом, не прибегая к помощи Бога. Но услышал: « Не были ли Эфиопляне и Ливияне (приходившие раньше завоеватели) с силою большею, и с колесницами, и всадниками весьма многочисленными? Но как ты уповал на Господа, то Он предал их в руку твою. Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» 2Пар.16:8-9. Как мы видим, Бог помогает только тем, кто ищет поддержки у Господа. Пусть борьба, но ни в коем случае не попытка ужиться с грехом. Вспоминая полную волнений и страхов жизнь молодого Давида, задумываешься, если бы он решил устраивать свою жизнь без Бога, руководствуясь только своей мудростью, где бы он оказался? Где угодно, но только не на троне. Почему Бог требует от верующих упования в своих волнениях только на Него? Дело в том, что если мы назвались Божьими людьми, которые ищут Божьего водительства в своей жизни, то должны это делать постоянно, а не иногда. В Библии написано, что Бог «до ревности любит дух, живущий в нас». К сожалению, Аса не понял этого, а огорчился. Часто мы искушаемся тем же – главное, чтобы мы желали доброго, а затем по пословице: «Цель оправдывает средства», «Победителя не судят», «Для победы все средства хороши»… Ан нет, Господь желает жить в нас, спасать нас, чтобы мы день от дня все больше в небесном укоренялись, а не земным успехам радовались.

Если вспомнить, у Давида тоже были хорошие взаимоотношения с некоторыми языческими царями – с Хирамом из Тира, с Аммонитским царем Наасом. Но почему Бог не обличал Давида за это? Да потому что Давид положил свое упование на Бога, а не на этих царей. Они сами искали расположения Давида, помогали ему, и он принимал их помощь как ответ на молитвы.

Иосафат был уже довольно большим, когда его отца Ассу обличал Бог, но не принял этого. Может он, как и отец Асса, считал, что Бога поступил несправедливо. Но Иосафат пошел дальше своего отца – впустил влияние языческих наклонностей дочери соседнего царя в свой дом. Что за этим последовало? Достиг ли Иосафат столь вожделенного мира? Вроде бы достиг, но через небольшой срок беспощадная война разгорелась с новой силой, и не на границах его царства, а внутри царской семьи. Сначала старший сын Иорам, взойдя на трон, по наущения своей нечестивой жены убивает своих шестерых братьев, которые верно поддерживали его царство. А затем уже сама Гофолия, после смерти мужа и сына, уничтожает своих внуков. Ради власти и трона. Таков урок для желающих решать проблемы путем уступок греховному миру.

-4

Думал ли Иосафат к чему приведет его начинание, когда засылал сватов к своему нечестивому соседу? Уверен, так далеко он не просчитывал. Думал о быстром результате. В Слове Божьем – Библии есть указания вопрошать Господа, когда имеешь дела с неверующими. Если люди соблюдали это повеление, то имели добрый результат, а когда забывали спросить совету у Господа - терпели урон и разочарование. Но в основе всего лежит принцип -"очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему ."

Александр Захаров