Хорошего и плохого в советской образовательной системе намешано примерно поровну, но одним из самых больших недостатков той учебной системы можно считать показуху - стремление выдать проверяющим организациям красивые отчеты с красивыми показателями по успеваемости, поведению и общественной работе.
Уроки политинформации, проводимые в определенные дни перед началом уроков, как раз и относились к разряду "отчетных" мероприятий, не неся в себе никакой ценности для учащихся. Наверное, во всех советских школах эти уроки проходили примерно одинаково: в какой-то один учебный день на занятия нужно было являться на 15-30 минут раньше обычного, потому что это время отводилось на политинформацию.
В редких случаях проведением политического ликбеза для детей занимались учителя - как правило, классным руководителем назначался (хотя считалось, что его выбирают) политинформатор, который и готовил материал для занятий. В политинформаторы обычно выбирали самого начитанного и серьезного ученика, не чуждого ответственности по отношению к общественным поручениям.
Политинформатор накануне занятий просматривал газеты в поисках заметок о международном положении, делал вырезки и потом зачитывал их или рассказывал по памяти (что случалось реже) скучающим одноклассникам о том, что происходит в мире. Это было скучно, по-настоящему скучно. Быть хорошим лектором - искусство, уметь увлечь аудиторию даже неинтересной темой - еще большее искусство, и не каждый взрослый оратор им владеет, не говоря уж о школьниках.
Помните, как это было в книге Владислава Крапивина "Журавленок и молнии"?
Весь класс на политинформации откровенно скучал, зевал, потихоньку занимался своими делами и втихомолку каждый радовался, что не его выбрали политинформатором, хотя такая "опасность" и существовала. Уж так была устроена школьная система, что распределение общественной нагрузки должно было быть равномерным, и каждого ученика старались чем-нибудь да загрузить: стенгазетой, руководством звеном, уходом за "зеленым уголком" класса, ведением политинформации и т.д.
Чтобы класс не особо расслаблялся на уроках политинформации, учитель периодически просил подготовиться к занятиям не официального "лектора", а других учеников. "Подготовка" представляла собой лихорадочный просмотр накануне события первой попавшейся газеты и выдирание более-менее подходящей заметки, чтобы ее потом зачитать. Ни о каком глубоком изучении ситуации, размышлении над ней и пр. речи, конечно же, не шло...
Вспомним, как проходили уроки политинформации в разных школах Советского Союза?
- Помню, я был политинформатором... Зарубежные новости рассказывал в духе "страны соцлагеря - это хорошо, а капиталисты - плохо", ну что-то в этом духе. Вырезки из газет - собирал и клеил в специальную толстую тетрадь, ну и потом зачитывал их в классе. Многое, конечно, не понималось, а некоторая информация вызывала искреннее возмущение - происки военной агрессии капиталистической военщины, к примеру...
- Как ни помнить эту славную традицию (скорей всего, придуманную каким-нибудь заслуженным советским педагогом или просто политическим гением), особенно если эти уроки на зиму попадали. И так глаза ещё не открываются, а тут тебе еще политические скучные новости пытаются прочесть, да ещё чуть ли не по слогам.
Что мы только не придумывали, чтобы не посещать эти уроки, но там ведь тоже не все просто: за пропуски политинформации потом "песочили" на классных часах. а то и на советах дружины...
А ведь каждый нормальный советский педагог прекрасно понимал, что правильно довести информацию до аудитории сможет далеко не всякий!
И последнее, какие от этих уроков "глубокие" знания мы получали???
- Тоже был политинформатором в школе )))
Очень любил насчёт военных переворотов в Африке-Лат. Америке-Азии рассказывать )) Меня никто особо и не слушал, зато я соловьем разливался - уж очень меня эта тема интересовала.
- Да, сквозное политпросвещение десятилетиями напролет! И в школе, и в армии, и потом на работе. Везде мы должны были сидеть и слушать о наших успехах и их бедах. Там, за бугром, действительно черт-те-что творилось: самолеты падали, президентов убирали, коррупция достигла жутких размеров. А у нас - новая домна дала чугун, ГЭС поперек сибирской реки встала, залила все вокруг, да и граница была на замке: никаких импортных товаров от супостата не было. Только от Китая...
- В последние школьные годы на политинформации мне не давала покоя одна хулиганская идея: вот бы докладчику подсунуть сводку новостей с Голоса Америки с радио Свобода вперемешку!! ))))
- Тоже был политинформатором. По-моему, вполне забавная работа. Специальной подготовки не требовала - просто перед выходом в школу надо было не забыть цапнуть со стола свежую "Правду", а потом зачитать из нее что-нибудь про ударные стройки и проклятых капиталистов. А уж что ты на самом деле про все это думаешь, и думаешь ли вообще - это уже никого не интересовало...
Часто слышал, что во многих школах подписка на газету "Пионерская правда" была обязательной и контролировалась учителями. У нас это дело было на добровольной основе, родители сами мне предложили выписать эту газету, а я согласился, потому что был бессменным политинформатором лет пять, наверное. И меня совершенно искренне расстраивало, что класс относился ко всему прочитанному с полной апатией...
У нас все было так: в понедельник в школу приходили пораньше и только попробуй опоздать! Уже в вестибюле завуч собирала у всех опоздавших дневники. В начальных классах нам сама учительница зачитывала всякие заметки, причем старалась выбирать новости хоть как-то близкие детям. А уже с 4-го класса мы сами должны были что-то подготовить или хоть газету с собой иметь, т.к. спросить классная могла кого угодно. Лишь изредка заранее кому-то назначалась тема, которую он (она) должен был осветить. В общем, скука смертная эта политинформация, ненавидел ее люто.
****************************************************************************
Воспоминания о советских пионерских лагерях