«Гинденбург» — немецкий дирижабль, увидел свет в 1936 году. Это самый крупный дирижабль того времени. Его длина – 245 метров, а диаметр в самой широкой части – 41,2 метра.
Чтобы понять масштабы воздушного монстра, сравните – самый крупный современный авиалайнер Airbus А380 в длину достигает всего 72,8 метров.
Строили дирижабль пять лет. Его полет обеспечивали четыре дизельных двигателя Daimler-Benz (привет, «Мерседес»!), мощностью по 900 лошадиных сил. Влезало в него всего 70 пассажиров против 525 человек у Airbus. Много места требовалось для хранения топлива. По скорости дирижабли заметно уступали современным самолетам. «Гинденбург» летал со скоростью 135 км/ч.
А вот по комфорту современные самолеты проигрывали дирижаблям. Судите сами, в «Гинденбурге» был ресторан где пианист развлекал игрой на рояле. Была своя кухня, курилка, красивые галереи для прогулок и душ. А теперь вспомните наши самолеты, где, выкатывается тележка с готовыми обедами и сразу блокируется проход к туалету.
Но и позволить себе полет могли только очень богатые люди. Билет на дирижабль стоил 400 долларов – это примерно 8 тысяч долларов в наши дни (или 535 тысяч рублей по текущему курсу).
Одна проблема – пожароопасность. В качестве топлива в дирижаблях использовали водород, который легко воспламенялся. Как бы герметично не строили дирижабль, рано или поздно возникали утечки.
В общем, «Гинденбург» был, как знаменитый «Титаник» - крупный, роскошный и с печальной развязкой. На «Гинденбурге» летали через Атлантический Океан – из Европы в США, Бразилию и другие страны Южной Америки. Полет обычно занимал 3-4 суток, но иногда мог длиться 10 и более дней. Всего дирижабль совершил 63 удачных рейса.
В последний рейс «Гинденбург» вылетел 3 мая 1937 года из Германии в США. Капитан корабля – опытнейший Макс Прусс, который прошел Первую мировую войну. Дирижабль был забит под завязку. Прилетел на место он 6 мая, но была гроза и сразу приземлиться не получилось, дирижабль прошел дополнительный круг и сбросил канаты. Стальной трос зацепил баллон, и это вызвало утечку водорода. Маленькая искра дала толчок катастрофе – на корме начался пожар. Огонь распространялся стремительно, сразу после пожара последовал взрыв и дирижабль рухнул вниз. Катастрофа заняла всего 34 секунды – за это время воздушная махина сгорела дотла.
Но так как дирижабль был припаркован, то выжить удалось 61 из 97 человек. В основном, это были те, кто успел выпрыгнуть с относительно небольшой высоты и отделаться переломами. Были случаи и удивительного спасения.
Например, на 14-летнего мальчика Франца случайно вылилась канистра воды и потушила его, когда он начал гореть. Франц после этого благополучно дожил до 92 лет! А один спасшийся пассажир «Гинденбурга» жив до сих пор – недавно ему исполнилось 89 лет. Это Вернер Денер, который в момент катастрофы был восьмилетним мальчиком. Его вместе с братом успела вытолкнуть из окна его мама. А вот отец и сестра погибли во время катастрофы.
Эта катастрофа поставила точку в краткой эпохи дирижаблей. Их перестали использовать, как транспорт. Действующие дирижабли заняли место в музеях и иногда использовались в целях пропаганды и воздушной обороны.