Следует предполагать, что первые евреи появились в Гомеле ещё во времена Киевской Руси, а новый приток их наметился во времена правления Витовта.
Авторы Краткой еврейской энциклопедии считают, что еврейское население в Гомеле появилось, по-видимому, в период между включением города в состав ВКЛ (1335) и переходом его под власть Речи Посполитой (1569).
Скорее всего, евреи появились в Гомеле в первой половине XVI в. Есть документ, который свидетельствует, что еврейская община Белицы (рядом с Гомелем) в 1637 числилась среди еврейских общин ВКЛ, имевших задолженность. В 40-е гг XVII в городе жило около 2000 евреев.
Во время восстания Богдана Хмельницкого 1648 года в Гомеле сосредоточилось много беженцев с Украины. В 1648 казацкий отряд Головацкого из войск гетмана Богдана Хмельницкого овладел Гомелем и вырезал в нем всех евреев. В официальном донесении сообщалось, что в городе «было побито жидов с женами и детьми больше 2 тысяч». По другим данным, их было убито 1500 душ обоего пола, многих спасшихся насильно окрестили. По местным преданиям из всей еврейской общины спаслась только одна женщина — родоначальница семьи Бабушкиных. По возвращении польских властей через 17лет, в 1665 году, еврейская община была восстановлена, и насильственно крещеным евреям было разрешено вернуться к иудаизму.
К 1770-м годам еврейская община заметно выросла. Тогда ей принадлежали около 70-ти дворохозяйств (по другим данным – 60 дворов и 56 “бездворных» изб”), а количество членов составляло 596 человек, т. е. около 32 % населения собственно города или около 24 % населения «Большого Гомеля». Документы тех лет называют Цолку Залменовича («уехал в Польшу для торгу»), вдову Мовшову из Лоева, Наусевича, Лейбовича, Абрамовича и других. Среди гомельских евреев были как крупные (которые держали наёмных работников), так и мелкие торговцы, ремесленники, малоимущие, бедняки, священнослужители.
В соответствии с законодательством Великого княжества Литовского евреи, жившие в белорусских городах, образовывали не только отдельную сословно-конфессиональную, но и одновременно податную группу населения, права которой охранял и представлял кагал (кегила). Кагал – это община, единица социальной организации еврейства, в рамках которой развивалась особая культура с языком идиш в качестве средства общения и ивритом как языком образования, делопроизводства, иудейской религии. Кагал занимался сбором налогов, решал все общественные и религиозные дела евреев. В 1770-х годах духовным главой гомельского кагала был раввин (раби) Давидович – высший служитель культа, судья по вопросам веры и семейной жизни евреев.
С началом XIX века Гомель стал один из центров направления Хабад в хасидизме. Любимым учеником основателя Хабад – р. Шнеура-Залмана из Ляд и самым известным из его приверженцев в Гомеле был Айзик-Ицхак бен Мордехай Эпштейн(ок. 1780 – 1857), автор трудов по Каббале и проповедей.
Из воспоминаний хасида Авраам-Довбера из Бобруйска: «Когда мне было шесть лет, в 5592 (1832) году, прежде, чем отдал меня в хедер, взял меня отец в Любавич на праздник Шавуот. После Песаха (примерно за 40 дней до поездки) я узнал, что в этом году отец берет меня в Любавичи. После Лаг ба-Омер (за две с половиной недели) начались приготовления к этой поездке. В Лаг баОмер устраивали большую трапезу в одной из главных синагог в городе Гомель и гаон («гений», титул великого знатока Закона) р. Айзик Гомельский, раввин города, произносил хасидскую проповедь. И поскольку невозможно было одновременно найти место для всех хасидов и обывателей, праздновали три-четыре, а то и пять-шесть дней».
В 1891 году в гомеле родился раби Элияу-Элиэзер бар Реувен-Дов Деслер— выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров этического движения Мусар. Рав Деслер стал мудрецом поколения, возродившим еврейскую жизнь в Англии, основную свою задачу р. Деслер видел в том, чтобы восстановить разрушенное Катастрофой — возродить духовную жизнь еврейского народа.
Около тысячи его статей и уроков, записанных учениками, были включены в сборник Михтав миЭлияу (Письмо от Элияу), впервые вышедший в свет через год после его смерти — в 5715 /1955/ году. Этот сборник многократно переиздавался и сегодня стал одной из самых изучаемых книг мусара.
Владельцами первых крупных промышленных предприятий в Гомеле были евреи. В 1840 здесь возникает сально-свечной завод Школьникова, в 1853 — круподерный завод Любина, в 1864 — костопальный завод Ловьянова. В 1874 создается крупчатный завод Шендерова в Белице, в 1877 — медоваренный завод Шейнкмана, в 1879 — два дрожжевых завода Гамбурга и Итоновой.
В 1864 в Гомеле и Гомельском уезде насчитывалось 9730 евреев. Они принимали участие в городском самоуправлении. В начале 60-х гг. XIX в. ратманами городского магистрата г. Гомель были избраны Шевель Арьевич Айнбиндер и Цаля Лейбович Гезенцвей. Гласным городской думы был Мовша Аронович Утевский, старшинами: Лейба Гиршевич Бровенман, Борух Давидович Бобруйский, а городскими староствами — Абрам Перлин и Кива Фридкин. Одним из депутатов квартирной комиссии был мещанин Янкель Шмаевич Итенберг, а вольнопрактикующим врачом, лекарем — Марк Соломонович Каценелленбоген.
Как свидетельствует «Памятная книжка Могилевской губ. на 1871 г.», гласным городской думы Гомеля был купец Цодик Лейбович Нехамкин, а членом квартирной комиссии города от мещан евреев — Михель Евсеевич Захарин.
Чтобы не пропустить новые статьи и исследования — подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!
Раввином Гомеля с 1862 был Абрам Хаимович Эльяшов, с 1880-х – Зелик Зак, с 1893- Менахем Лейб Левин и Рафаэль-Мордехай Баришанский
В 1863 в Гомеле имелось 9 синагог, в 1897- 26 синагог.
До начала 1890-х гг. Г. был мелким уездным городом. Значительную часть его населения составляли евреи. В 1893 в Гомеле жило евреев: 7164 мужчин и 7308 женщин (православных соответственно 6996 и 7295).
По всероссийской переписи населения 1897 в Гомеле насчитывалось 20385 евреев, что составляло около 55% всего населения города, имелось 26 синагог, 25 молитвенных домов, еврейское училище первого разряда (200 учеников), еврейская мужская гимназия Ратнера (27 преподавателей и 255 учащихся, среди выпускников — Л.Г. Выготский) и женская прогимназия (90 девушек), еврейское начальное училище (193 учащихся), четырехклассное женское училище Сыркиной (403 учащихся), талмуд-тора Голомштока(152 мальчиков), сорок пять хедеров (662 учащихся), а также ряд благотворительных учреждений.
Число евреев Гомеля значительно увеличилось после изгнания евреев из Москвы в 1897, когда они из центра стали селиться в «черте оседлости». Немалое количество евреев поселилось в Гомеле, где они быстро развили торговлю. Гомель стал расти большими темпами. Здесь появились большие модные магазины, которые имели значительные обороты. По степени развития торговли Гомель стал конкурировать чуть ли не с Киевом. Важное место в экономической жизни Гомеля занимала торговля лесом, льном и пенькой. Торговый оборот в конце 1870 — начале 1890 гг. составлял около 2 млн. рублей, а в начале 1890 гг. — около 5,5 млн. рублей.
Волна еврейских погромов начала ХХ века в Российской Империи не прошла мимо Гомеля: 29 августа – 1 сентября 1903 г. в Гомеле произошел погром, во время которого десять евреев были убиты, многие ранены и много еврейского имущества было разграблено. При этом впервые в истории Российской Империи еврейская самооборона смогла дать достойный отпор погромщикам. После погрома состоялся знаменитый Гомельский судебный процесс (октябрь 1904 г. – январь 1905 г.; ноябрь 1906 г.), на котором судили не только погромщиков, но и 36 евреев — участников самообороны. Несмотря на неблагоприятную атмосферу, царившую в суде, показания около тысячи свидетелей установили виновников погрома и роль царских властей, которые им покровительствовали. Часть евреев — участников самообороны — была оправдана, другие присуждены к тюремному заключению на несколько месяцев. Процесс имел огромный общественный резонанс в России и за границей.
Гомельчане весной 1909 создали вооруженную организацию еврейской самообороны «Хашомер» («Страж»). Ее руководителем стал Исроэль Шохат из Гомеля. Он «переезжал с места на место, убеждая поселенцов взять на себя тех земель, которые они возделывают… Если евреи способны возделывать землю, то неужели они не сумеют еще защитить?» — пишет историк Говард Сакер. «Хашомер» стал ядром, из которого впоследствии развилась Хагана — подпольная вооруженная организация в подмандатной Палестине, а гомельчане стали ее первыми бойцами.
Во время 1-й мировой войны тысячи беженцев из прифронтовой полосы бежали в Гомель; туда же перебралось несколько иешив из Польши и Литвы.
Иешива, которую в 1896 г. открыл в Новогрудке рав Йосеф-Юзл Горовиц(получивший в последующем прозвище Саба из Новогрудка), прошла все этапы этих несчастий.
В 1915 г., когда в ходе Первой мировой войны линия фронта стала передвигаться на восток, р. Йосеф-Юзл перевел иешиву в Гомель. Своей синагоги не было, и ешиботники спали на лавках в городских синагогах, жили впроголодь, ходили в изношенной одежде. Но они исповедовали учение «мусар», которое в те годы было популярно в среде митнагдов (литовских ортодоксов), а идеологическим центром этого учения и была Новогрудская иешива, и как раз идеи аскетизма были для них особо притягательны. Лишения, которые испытывал весь народ в это время, привели к р. Йосефу-Юзлу множество последователей. Число учеников его иешивы достигло нескольких сотен. Они активно передвигались по территории России, не обращая внимания на то, какого «цвета» власть — «белые», «красные», «зеленые»… Во многих городах возникли новые иешивы, исповедующие мусар, число последователей достигло двух тысяч.
В 1919 г. активность иешивы р. Йосефа-Юзла стала серьезно беспокоить гомельские власти, и тогда все 300 учеников во главе с рабби переселились в Киев. Но в Белоруссии остались центры мусара — в Могилеве, Бобруйске, Речице. Более того, когда туда приехали бежавшие от репрессий верующие из Харькова, Ростова, Нижнего Новгорода, они стали представлять из себя серьезную силу. Центральный филиал иешивы оставался в Гомеле. Его возглавлял зять рава Йосефа-Юзла — р. Авраам Яфен.
Рав Йосеф-Юзл умер в Киеве от тифа в 1920 г., и его зять возглавил всю систему иешив, носящих имя «Новогрудок». В 1921 г. он был арестован и вместе с группой своих учеников оказался в следственной тюрьме ЧК. После освобождения р. Авраам Яфен принял решение об эмиграции. Покинув Гомель, около шестисот человек небольшими группами перешли границу (с помощью контрабандистов) в районе Барановичей. Оказавшись в Польше, они основали иешиву в Белостоке. (После Второй мировой войны р. Авраам Яфен воссоздал иешиву «Новогрудок» в Бруклине, одном из районов Нью-Йорка).