В результате первых поражений начального этапа войны, танковый парк СССР понес большие потери. По разным источникам, до зимы 1941 года было уничтожено более 5 тысяч советских машин. Ситуация стала катастрофической, и в августе 1941 года СССР берет кредит у Великобритании размером в 10 миллионов фунтов стерлингов. Деньги предназначались на британскую технику, прежде всего – танки. Советские танкисты получили танки Churchill III, Valentine и Matilda II. Последних до конца года было передано 187 машин, а за все время англичане отправили более тысячи подобных танков. Правда, немецкие атаки на конвои позволили добраться до советских берегов лишь 918 машинам.
«Королева Пустыни»
Infantry Tank A12 «Matilda II» был разработан в 1938 году инженерами Британского королевского арсенала. Машина активно применялась в ходе Северо-Африканской компании, где стала серьезной проблемой для немецких и итальянских танкистов. Несмотря на посредственное вооружение, состоящее из 40-мм пушки, бронирование танка было на высоте. Во лбу корпуса и башни оно достигало толщины в 75-мм, что было недоступным для немецких 37-мм орудий. За это танк наградили прозвищем «Королева Пустыни». Изначально положение спасали лишь зенитчики, уничтожавшие «Матильды» своими 88-мм пушками FlaK 36. А к 1942 году на вооружение поступили 75-мм орудия PaK 40, которые не смогли повлиять на исход компании – но «Матильду» вскрывали без проблем.
В СССР поставлялись танки модификаций Mark III и Mark IV с парой 95-сильных дизельных моторов Leyland. Танки окрашивались в стандартный защитный цвет G3. На ряде машин были нанесены продольные полосы, указывающие глубину брода, который могла преодолеть «Матильда». С первой партией из 20 машин, в СССР прибыли представители завода-изготовителя. Они занимались подготовкой экипажей «иномарок» в танковых школах Казани и Горького.
«Матильда» в снегах
Отзывы об иностранной машине в советской армии получились смешанными. С одной стороны, внушительное бронирование высоко ценилось экипажами. По утверждениям одного танкиста, его Matilda II смогла пережить 87 попаданий. С другой стороны, мощность двигателей в 174 л.с., помноженная на массу в 27 тонн, делали «Матильду» медлительным танком – максимальная скорость в 24 километра в час на распутице не набиралась никогда.
Да и холода героиня жарких пустынь переживала с трудом. Вода в радиаторах замерзала при 0 градусов, что говорить о 50-градусных морозах! Правда, британские представители учли пожелания, и на последующих танках в системе охлаждения появился антифриз. Проходимость танка тоже страдала. Снег и грязь набивались под бронированные экраны, затрудняя движение гусениц. А на самих траках T.D. 5910 «Spud» отсутствовали грунтозацепы, что мешало сцеплению при малейшей гололедице. Экипажи решали эту проблему своими силами: на траки дополнительно наваривались стальные «гребни».
Финальным аккордом в перечне недостатков «Матильды» было вооружение. Если бронирование танка почти соответствовало советским тяжелым танкам, то британская «двухдюймовка» ничем не превосходила 45-мм пушку 20-К, устанавливаемую на легкие машины. Кроме того, в боекомплекте отсутствовал фугасный снаряд. Конструкторы пытались приспособить 40-мм зенитный боеприпас для танкового орудия, но затея не увенчалась успехом.
Была попытка установить в британскую башню советскую пушку ЗиС-5, которая повысила бы противотанковые возможности «Матильды», и дала танкистам фугасный снаряд. Но работы ограничились одним прототипом. Вопрос решился позже, когда начались поставки Matilda II Mark IV CS с 76-мм гаубицей. Правда, таких танков было направлено лишь 156 (из которых дошло лишь 120). Единственным подразделением, полностью укомплектованным 76-мм «Матильдами» был 5-й мехкорпус 68-й армии.
«Матильды» в бою. Восточный фронт
В конце 1941 года в СССР было сформировано шесть танковых батальонов, включавших 20 танков Matilda II и 97 - Valentine. Эти подразделения были развернуты на Западном фронте для обороны Москвы. Стоит отметить, что из 670 танков, развернутых на этом направлении, лишь 205 были советского производства. Все это было следствием потерь лета 1941 года.
К концу года было задействовано 182 британских танков из которых 80 перешли в разряд безвозвратных потерь. Впоследствии большинство танков были выведены из эксплуатации из-за посредственной проходимости.
В следующем 1942 году немцы реализуют «План Блау», целью которого был выход двух танковых армий к Сталинграду и кавказской нефти. 10-й танковый корпус, сформированный в апреле, состоял из шести батальонов, два из которых всецело состояли из танков Matilda II (60 машин). Еще четыре батальона британских машин входило в 11-й корпус. Подразделение состояло в 5-й танковой армии. Всего, в летних боях на Дону было задействовано 88 танков Matilda II. Через десять дней ожесточенных боев, в корпусе осталось 37 танков. 22 «Матильды» требовали ремонта, а 51 танк был потерян безвозвратно.
Тем временем, танки 5-го механизированного корпуса, состоящего из «Матильд» и «Валентайнов», впервые встретили противника в декабре 1942 года в Сталинграде. После относительных успехов, подразделение было разгромлено в ходе контрнаступления Манштейна в феврале 1943 года. Корпус переформировали, однако теперь он состоял лишь из танков Valentine.
К 1943 году последние «Матильды» постепенно выводились из активной эксплуатации. С одной стороны, машина показывала себя не лучшим образом на бездорожье. А с другой, советская промышленность к тому моменту смогла восстановить потери 1941 года. Некоторое количество танков Matilda II использовалось против японцев на маньчжурском фронте.
Итоги
В условиях советского бездорожья и морозов, Matilda II превратилась из «Королевы Пустыни», в головную боль своих экипажей. Замерзающая система охлаждения и низкая проходимость существенно сужали сферу применения танка. Очевидным было и слабое вооружение, которое едва поражало 50-мм наклонной брони на расстоянии в 500 метров. Советский танкист Дмитрий Федорович Лоза, которому довелось командовать «Матильдой», был следующего мнения о танке:
«Ну, проблемы были всегда, тут сложно сказать. Вообще, Матильда - такой го*енный танк, просто невероятно! Я хочу остановиться на одном недостатке Матильды, который нам очень мешал. Какая-то дурная голова в Генштабе спланировала операцию и наш корпус бросили под Ельню, Смоленск, Рославль. Там отвратительная местность - лесисто-болотистая. А у Матильды фальшборта, танк-то разрабатывался в основном для действий в пустыне. В пустыне хорошо - песок высыпается, а у нас грязь забивалась в ходовую между гусеницей и фальшбортом. У Матильды коробка перемены передач (КПП) была с сервомеханизмом для легкости переключения передач. В наших условиях она оказалась слабой, постоянно перегревалась и выходила из строя».
Но, несмотря на это, стоит отметить тот вклад, который внесли «иномарки» в дело великой Победы. Ведь эти танки смогли заполнить брешь, образовавшуюся от первых поражений, и завоевать главное – время.
Спасибо за внимание! По ссылкам ниже – тексты об иных примерах использования «иномарок» во время Второй Мировой войны:
- Немецкий БТР Sd.Kfz. 251 в армии послевоенной Чехословакии
- СУ-57: американская САУ для Красной Армии