Найти тему
Записки с тёмной стороны

Про коленки, стыд и отсутствие совести, или Как девочек учат терпеть

Есть у меня один давний текст, написанный когда-то специально для виртуальной площадки, предназначенной по большей части для молодых мам. Так вот имеется там один пример родительской реакции на стандартную и привычную для всех ситуацию. На разбитую коленку. Причём, приведено это мимоходом. Но сегодня я повторюсь про этот эпизод.

Утро. Мама ведёт девочку в садик. Торопится. Наверное, опаздывает на работу. Девочка идёт в темпе мамы, но при этом успевает поскакать, попрыгать, пообезьянничать. Словом, как обычный ребёнок трёх-пяти лет. Мама несколько раз пытается чадо одёрнуть, но без особого усердия и без особого эффекта.
В итоге девочка падает, что вполне закономерно, и разбивает об асфальт коленку. Не то, чтобы сильно. Просто ссадина. Но кровь. И больно, конечно же. Разумеется, начинает плакать. И делает это так, как большинство маленьких детей – с надрывом, громко. Крокодиловы слёзы.
Мать осматривает бегло ногу, убеждается, что серьёзных повреждений нет. Первая реакция: «Ну, не плачь. Всё пройдёт».
Девочка, вроде бы, на секунду замолкает, а потом продолжает реветь, хоть и чуть тише. А ещё она теперь идёт медленнее. Может, действительно, ножка болит. Или просто пытается обратить на себя внимание мамы. Не знаю.
Но мама по-прежнему торопится. И ей уже надоело слышать плач. У неё и без того, вероятно, проблем хватает. Или просто день выдался такой. Так или иначе, а женщина говорит:
— Хватит уже рыдать! Там уже ничего не болит! И вообще, сама виновата. Я тебе говорила, хватит бегать. Не стыдно теперь орать на всю улицу?

По мне, так полный набор того, что не стоит говорить в таких ситуациях. Я и привела этот пример в тексте. Контекст был такой, что сначала детей всячески учат тому, что чувствовать что-то (например, боль) — стыдно, а потом жалуются на их бесчувственность.

Хотя, если вдуматься, то тут не один посыл ребёнку. Но как-то на тот момент у меня была конкретная тема, и я её раскрывала так, как могла. Ещё я в том же абзаце прошлась по слову «стыдно». Мол, есть случаи, когда стыд – зло. Стыдить часто вредно, нежели полезно. Особенно если речь идёт о том, чтобы заставить испытывать стыд за то, что ты чувствуешь.

А с чего я вспомнила об этом сегодня? Да просто вчера одна мама именно этот эпизод прокомментировала. Зацепила её фраза о вреде стыда. И знаете, в каком контексте? В том, что если не стыдить и не воспитывать, то потом из таких бессовестных людей и вырастают моральные уроды и насильники. Да-да, женщину, которая оставила комментарий, не обошла волна с хэштегом «#янебоюсьсказать» о насилии. Да, история эта имеет давность почти в три года.

Я всегда защищаю своё мнение, хотя к чужому тоже прислушиваюсь. Часто в ходе дискуссии я, правда, нахожу другие интересные точки для обзора и чуть иначе начинаю смотреть на вещи. Но в данном случае здравого смысла я в словах оппонента не уловила, однако докопаться до сути попыталась.

Поясняю маме, что не имела в виду ничего против того, чтобы иногда пристыдить за дело. Но за дело, а не за слёзы. И не за то, что больно. И момент надо выбрать верный. И что если уж говорить в русле поднятой ею темы, именно вбивание в голову ребёнка таких вот вещей о том, что плакать стыдно, особенно если сама виновата, что упала, и ведёт к неприятным последствиям. К тому, что однажды, не приведи мироздание, столкнувшись с тем насилием, о котором говорит женщина, девочка из моего примера может решить, что и в этом случае плакать вредно, а ещё стыдно, и вообще, сама виновата. Мол, в случае с коленкой стыдить не за что. И есть миллион других примеров, когда вредно взывать к чувству вины и к тому, что маму расстроишь. Можно объяснить, что если скакать и не слушаться, получишь ссадину на колене, но не тогда, когда слёзы. Поттом.

И вот он ответ: «Если мои дети, действительно, случайно разбивают коленку, я могу и пожалеть, и даже поцеловать. Но если она сама виновата, она должна об этом знать. А то, о чём говорите Вы, как раз и ведёт к безответственности и вседозволенности».

Самое интересное, что к обсуждению подключились ещё люди. (А как иначе? Тег же заметили популярный). И все высказались аналогично. Взывать к совести в описанной ситуации – правильно. А «не расстраивать маму», – и вовсе, одна из самых правильных воспитательных тактик. С тем, что бывают исключения, согласился всего один человек. Сказал: «Разве, это и так не понятно? Сомневаюсь, что бывают такие родители, которые обвиняют за слёзы, недоеденный суп или за разбитую коленку».

И вот сидела я перед монитором и ощущение, как в том стишке, когда «то ли лыжи не едут», то ли кто его знает.

Текст, хоть он и давний, пришлось временно с площадки снести, так как на теги в комментариях слетелось слишком много троллей. Отсеивать времени не было.

Но я тут думаю, неужели люди, начитавшись историй о насилии, увидели только про невоспитанность и отсутствие стыда у одной стороны. Неужели не увидели оборотную сторону? Каждая вторая история содержит фразы о том, что побоялась (или побоялся) рассказать маме либо ещё хоть кому-то. В хорошем таком количестве описаний есть упоминания о том, что стыдно было закричать или попросить о помощи. А уж про недопустимость слов «сама виновата» не высказались только ленивые. Но учим-то именно этому. Нет? Что плакать стыдно, что родителей расстраивать вредно. И остальному.

А потом из этих девочек, которым нельзя расстраивать маму, которые сами виноваты, которые не плачут, из них вырастают женщины. И об этих женщинах возмущённо говорят, мол почему она терпит, почему разрешает так с собой обращаться, почему не уходит от мужа-тирана, зачем рожает от этого изверга второго... Да потому, что они привыкли, что надо терпеть, не расстраивать маму, не поднимать шум, и вообще, уверены, что раз сами виноваты, то помощи и жалости не заслужили.

Короче, чего-то я в этом мире явно не понимаю.
И да, это были просто рассуждения вслух. Без выводов. Пока без выводов.