В этой статье я хочу разобрать понятия класса и категории дороги, как они определяются, и какие требования к ним предъявляются.
Одним из основных документов в этом вопросе является ГОСТ Р 52398-2005.
Класс автомобильной дороги, это характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее, то есть возможности въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемой типом пересечения или примыкания.
Категория автомобильной дороги, это характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
- автомагистраль имеет на всем протяжении разделительную полосу, а так же не имеет пересечений в одном уровне со всеми транспортными средствами и пешеходами, а выезды на неё устраиваются не чаще чем через 5 км
- скоростная дорога аналог автомагистрали с отличием в том, что въезды могут оборудовать через 3 км,
- дорога обычного типа (нескоростная дорога) это любая другая дорога не соответствующая требования первых двух пунктов.
Категория дороги уже определяет её параметры, такие как ширина и количество полос, тип покрытия, радиусы поворотов, наличие либо отсутствие разделительной полосы, возможность пересечения в одном уровне с другими транспортными средствами, и прочее.
Категория дороги зависит от её пропускной способности, то есть количества транспортных средств в единицу времени, при котором соблюдаются требования безопасности и комфортного управления автомобилем в транспортном потоке. Чем выше категория дороги, тем на большее количество транспорта она расчитана.
Рассмотрим категории подробнее. Основных категорий автодорог выделяется 5. Нумеруются они римскими цифрами.
I категория, это дорога с разделительной полосой на всем протяжении, подразделяется на три подкатегории обозначаемые буквами А, Б и В, соответствующие классам дорог. Общее количество полос движения на данной категории дорог составляет не менее 4 (не менее 2 в каждом направлении), а ширина полосы 3,75м. Расчетная пропускная способность более 14 000 автомобилей в сутки. Пересечений в одном уровне как с железнодорожным так и автомобильным транспортом не допускаются, за исключением подкатегории В, где пересечение с автодорогами разрешено только со светофорным регулированием. Расчетная скорость принимается 150 км/ч для подкатегории А, 120км/ч для подкатегории Б и 100км/ч для подкатегории В.
II категория, это дорога шириной от 2 до 4 полос движения по 3,75м, наличие разделительной полосы не обязательно, но при необходимом обосновании она может устраиваться. Дорога расчитана на пропуск от 6 000 до 14 000 автомобилей в сутки. На данной категории допускаются нерегулируемые пересечения в одном уровне. Расчетная скорость 120км/ч
III категория как правило представляет собой двухполосную дорогу, с шириной полосы 3,5м. Дополнительные полосы обустраиваются в районах пересечений и примыканий, а так же на крутых подъемах, для того, чтобы была возможность обогнать тяжелые и медленно едущие автомобили (данная полоса показана на фото). Пересечения с автомобильными дорогами такой же и более низкой категории рекомендуется выполнять в одном уровне, а вот с железными дорогами в разных. Пропускная способность от 2 000 до 4 000 автомобилей в сутки. Дороги III категории и выше выполняются с твердым покрытием.
IV категория опять же как правило двухполосную дорога, но ширина полосы уже 3,0м. Пропускная способность от 200 до 2 000 автомобилей в сутки. Все пересечения с дорогами такой же или более низкой категории а так же с железными дорогами рекомендуется выполнять в одном уровне. Данная дорога может иметь как твердое (цементобетонное или асфальтобетонное покрытие), так и гравийное.
V категория самая низшая. Как правило представляет собой однополосную дорогу с периодическими уширениями до двух полос для разъезда встречного транспорта. Как правило, покрытие данных дорог выполняется из щебня, гравия, или местного грунта укрепленного вяжущим.
Помимо описанных отличий каждая дорога имеет свои определенные параметры, обеспечивающие безопасность и определенный уровень комфорта для водителя. Некоторые из них приведены в таблице
P.S. Не все статьи на данном канале будут такими скучными=)