Найти в Дзене
Китайский Городовой

Есть ли будущее у российского кино в Китае?

И еще скажу пару слов по итогам делового воркшопа «Российско-китайское сотрудничество: кинопроизводства и кинопрокат», в котором мне довелось поучаствовать.

Предыдущий пост "Китайцы боятся задеть чувства зрителей из России - и требуют гарантий" по ссылке.

Объемы кинорынка КНР неуклонно растут на протяжении последних лет. По данным исследования Deloitte, уже к 2020 году кинорынок Китая станет больше, чем рынок всей Северной Америки.

За последние пять лет в КНР было показано 18 российских картин, общие кассовые сборы составили 65 млн. долларов. На фоне 383 миллионов, которые в Поднебесной выручил американский «Форсаж 8», и 193 миллионов, заработанных в прокате индийской картиной «Дангал», цифра не выглядит очень большой.

Важно отметить те тренды, которые уже сейчас заметны в развитии отрасли в Китае. Во-первых, кинофильм больше не существует в том виде, к которому мы привыкли - теперь это комплексный продукт, который должен включать в себя больше, чем просто киноленту. Фильм создается в рамках комплексного единого продукта, который будет включать в себя не только сувенирную продукцию, книжную адаптацию, версию для онлайн-кинотеатров, локацию в виде парка развлечений по мотивам фильма / анимационной картины, но также игры, мобильные приложения, права на использование персонажей в рекламе, т.е. фильм «упаковывается» таким образом, что продажа сопутствующих товаров зачастую может превышать сборы фильма.

-2

Во-вторых, все больше фильмов снимаются для международного рынка. Китайский рынок настолько огромен и самодостаточен, что вполне может обойтись без выпуска продукта для мирового рынка. Но у Китая есть серьезные амбиции и экономический интерес, которые подстегивают не только рост качества китайских лент, но и стимулируют китайские кинокомпании искать партнеров за рубежом. Партнеры, конечно, нужны для выхода на локальные рынки (Корея, Япония, Россия, США, Латинская Америка, Индия и т.д.), но и для обмена опытом - китайская киноиндустрия, а особенно мультипликация по-прежнему находится на достаточно низком уровне развития.

Третий тренд - интерактивность, активное вовлечение зрителя в как в процесс работы над конкретным фильмом, так и участие зрителя в судьбе того или иного сериала. Развитие социальных сетей в Китае и онлайн-кинотеатров привело к тому, что китайские компаний стали в разы оперативнее получать отзывы от зрителей. С учетом количества зрителей в Китае, массив информации огромен. Это повлекло к тому, что в погоне за «идеальным» фильмом для рынка, китайские продюсеры все чаще прибегают к использованию искусственного интеллекта и анализа Big Data для подготовки и адаптации следующих частей фильма либо серий очередного сезона.

- Китайский рынок настолько огромен и самодостаточен, что вполне может обойтись без выпуска продукта для мирового рынка. При этом все больше фильмов снимаются для международного проката, так как у Китая есть серьезные амбиции и экономический интерес, подстегивающий не только рост качества китайских лент, но и стимулирующий китайские кинокомпании искать партнеров за рубежом, - рассказал руководитель проектов iMARS China Алексей Чигадаев. - Партнеры, конечно, нужны не только для выхода на локальные рынки (Корея, Япония, Россия, США, Латинская Америка, Индия и т.д.), но и для обмена опытом – китайская киноиндустрия, а особенно анимация по-прежнему находится на достаточно низком уровне развития.
В этом и состоит интерес России: китайско-российская индустрия кино использует сильные стороны друг друга. Китай продолжает оставаться одним из самых перспективных и быстрорастущих рынков кинопроката. В России же есть надежные кино- и телевизионные технологии и большое количество специалистов, поэтому двустороннее сотрудничество имеет безграничный потенциал.