Найти тему

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА

В отличие от посланий Павла, Евангелия не содержат никаких прямых данных об их авторах и ситуации возникновения. Поэтому судить нам приходится преимущественно по языку и содержанию этих текстов. Имя автора, содержащееся в добавленном впоследствии надписании «(Евангелие) по Марку», несомненно указывает на Иоанна Марка, иерусалимского иудео-христианина (Деян 12:12), сопровождавшего Павла во время его первого миссионерского путешествия, в которое тот отправился из Антиохии (Деян 13:5,13; Флм 24), и упоминающегося в 1 Петр 5:13 как ученик Петра. О том же говорит и свидетельство епископа Папия Иерапольского, относящееся к началу II в., что Марк был переводчиком Петра (во время его деятельности в Риме) и «тщательно записал то, что он запомнил» из поучений апостола (Евсевий, Церковная история, 3,39,15).

Но в точности этих данных позволительно усомниться. Язык и богословие Евангелия от Марка говорят против того, что оно было написано иудео-христианином из Палестины. Ошибочность географических данных показывает, что автор пишет о Галилее и Иудее не по собственным впечатлениям. За атрибуцией текста стояло, видимо, намерение хотя бы косвенным образом связать написанное кем-либо из апостолов Евангелие с апостольским авторитетом, а именно авторитетом Петра, причем за основу было взято указание 1 Петр 5:13. Кроме того, такая атрибуция дает повод предполагать, что Евангелие возникло в такой среде, где Иоанн Марк был признанным авторитетом. А это было так, скорее всего, в Сирии. Географические данные и представления Евангелия подтверждают это. Причем скорее всего речь идет не о главном городе, Антиохии, а о сельской местности на востоке Сирии. В этом Евангелии запечатлелось, как ни в одном другом, то, что Иисус ходил именно по деревням: это видно и из тех притчей, которые рассказываются здесь, так как почти все они связаны с сельским хозяйством (например, Мк 4:3-9,26-32), и из географических указаний (3:8; 5:14; 6:6; 8:27). Автор — христианин из язычников. Иудейские обычаи ему чужды; он описывает их для своих читателей как наблюдатель, а не как участник (7:3).

Время написания приблизительно совпадает с Иудейской войной (ок. 70 г.). Это видно из апокалиптической речи Иисуса (13:1-37) с ее указаниями на военные события и катастрофы, непосредственно затронувшие общины в Иудее (ст. 14-17), а также на судьбу Иерусалимского Храма (ст. 1 сл.).

Спорно лишь то, было ли написано Евангелие от Марка незадолго до Иудейской войны или непосредственно после нее. Однако то обстоятельство, что (в отличие от остальных Евангелий!) нет никаких аллюзий на уже состоявшееся разрушение Храма, но оно рассматривается только как возможное в будущем, может служить важным признаком того, что Евангелие возникло незадолго до падения Иерусалима, то есть приблизительно в 69 г. Это была ситуация приближающейся катастрофы, когда церкви были полны соответствующих предчувствий и опасений. Усиление ожиданий близкого конца тоже указывают именно на эту ситуацию.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц