Сегодня у нас животрепещущая тема. Читательница, имя которой мы не будем раскрывать, прислала такой вопрос:
«Работаю дизайнером в агентстве. Агентства классом ниже иногда присылают мне офферы на сильно большие деньги, чем я получаю тут, — пытаются перекупить. Я не хочу уходить вниз ради денег, но думаю: может, прийти к руководителю и сказать про оффер, чтобы мне тут подняли з/п? Как бы ты поступил?»
Как и любому руководителю, мне много раз приходилось говорить с дизайнерами, которые приходили с вопросами про повышение зарплаты. Расскажу, как вижу это со своей колокольни.
Я бы не советовал использовать офферы из других компаний как основу для переговоров о зарплате. Если ты приходишь с другим оффером — ты как бы шантажируешь работодателя. Такой заход может привести к испорченным отношениям с руководством. Какие-то руководители относятся к этому нормально, даже могут попытаться перебить оффер, выставить контр-предложение. А кто-то разочаруется в тебе навсегда.
Если сотрудник действительно невероятно ценный и заменить его некем, то руководитель скорее пойдёт навстречу. Но про себя почти наверняка будет думать о человеке хуже, чем раньше. Неужели деньги — это единственное, что его у нас держит? Человеку нужно платить достойные рыночные деньги вне всяких сомнений, но в хороших компаниях люди работают не только ради этого.
Ещё один момент, который меня смущает в вопросе — фраза «агентства классом ниже». Слабые компании нередко вынуждены платить немного выше рынка, потому что им больше нечем заманить людей. По сути этими дополнительными деньгами они пытаются компенсировать слабые задачи и слабую команду. Или высокие риски, если это стартап. Но стоит ли это того на самом деле? Хотите ли вы проводить много времени в обществе коллег, у которых немногому можно научиться, работая над унылыми задачами? Если дизайнеру прямо сейчас не хватает денег, можно взять какой-нибудь фриланс-проект. Стоит ли разменивать хорошую работу на небольшую дополнительную компенсацию?
У меня был момент в начале моего пути в Яндексе, когда меня очень хотели перекупить в другую компанию и предлагали зарплату в 2.5 раза больше, чем у меня было. Очень рад, что не согласился — год спустя в той компании сменилось руководство и команду разогнали вообще. А в Яндексе моя зарплата со временем обогнала тот оффер.
Это совсем не значит, что про зарплату нельзя и заикаться. Если рынок тебе настойчиво говорит, что ты стоишь дороже, то с руководством вполне можно и нужно об этом говорить. Но только скорее в формате: «Я бы хотел больше зарабатывать: как могу приносить больше пользы, как мне взять на себя больше ответственности?». И для этого совершено не обязательно размахивать офферами из других компаний.
Правило: если дорожишь текущей работой и отношениями с руководством, то говори о повышении зарплаты в терминах ответственности и пользы для бизнеса.
* * *
Об авторе: Константин Горский работает дизайн-менеджером в Intercom. В прошлом — дизайн-директор Яндекса.
Этот пост был изначально опубликован в Телеграм-канале Design & Productivity.