В этом году последний раз про Новую Академию, честное пионерское
9 декабря в ресторане Бернс в Берцели-парке в Стокгольме прошла вечеринка “новых академиков” под предводительством небезызвестной журналистки-комсомолки-активистки Александры Паскалиду (писала о ней здесь). Люди ужасно по-детски радуются, что у них всё получилось, приехала сама писательница Мариз Кондэ, получила свою награду, толкнула речь; в инстаграме, как и ожидалось, очередное светопреставление местного бомонда и не очень местных звёзд, в общем, сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцы.
Но, как мы помним, мало кому это идея с другим Нобелем понравилась. Вот у нас - сначала все, понятно, сказали, мол, да что за бред, у «Новой Академии» даже денежного приза нет, да и вообще, мол, что за детский сад, расходимся.
Между делом, денежный приз там, конечно, был - 320 000 шведских крон - а том, что деньги будут, писали сразу и сама Паскалиду везде, куда дотянулась (даже в инстаграме), и на сайте Академии было, и на сайте краудфандинговой кампании, которая уже закрылась.
Если критика самой концепции этих new-weird-академиков понятна (об этом кто только не писал разное, и это нормально, потому что там было, что критиковать), то самого факта премии, а уж тем более самого октябрьского ещё награждения - вообще какой-то стыд. Туда, конечно, не приехал Король Швеции, не было Киркорова в блёстках, не было рэпера Хаски, ну и никто со сцены (там и сцены не было) не оскорбил Мариз Конде, хотя тут, право слово, столько поводов сразу - она и женщина, и темнокожая, и ещё, прости господи, “потому что она кандидат от женской правящей партии” (это цитата).
Всё это ерунда полная. Да и те же предсказания журналистов не сбылись – разумеется, предрекали победу Роулинг (или другому медийно-известному лицу), но не случилось. Родившись из скандала с конкретными ярлыками (антинобель, альтернативный нобель, meeto-литература), премия стала чем-то другим в процессе. Вот переводчик, издатель и критик Микаэль Нюдаль говорит, что этот приз может быть полезным и так далее, но называть его альтернативой Нобелю наивно – и, что забавно, организаторы премии почти сразу прислушались и во всех интервью стали подчёркивать, что они не хотят быть никакой альтернативой, а хотят быть владычицей морскою, простите, просто Новой Академией.
Всё менялось - премия с совершенно слабой организацией, с дурной системой голосования, в дикой спешке, разумеется, со скандалами в СМИ, не без этого - и вот, всё-таки, целый год обсуждений и осуждений, а получилось. И, чёрт побери, мы же должны тут воскликнуть: это же так по-русски! Какие молодцы – чего-то там слепили из говна и палок! Но у нас и того не могут: едва ли не любую премию у нас критикуют, сами критики и писатели отказываются от участия, премии закрываются, потому что нет финансирования и интереса, а журналисты дискутируют на тему «а нужны ли премии вообще» - и побеждает в батле тот, который был против. А “Русский Букер” год на что-то надеялся, сорок раз предупреждал, что если прямо сейчас им не найдётся спонсор, то всё, прощай, не звони мне больше, наша встреча была ошибкой - и, в самом деле, чуда не случилось, разве ж кто-то удивился?
И вот в случае с Академией - в итоге, может, и не совсем про литературу, а больше про социальное высказывание, но немаловажное и уж точно на всей этой волне разборок небезынтересное.
Нам такой движухи прямо страшно не хватает.
Если публикация вам понравилась, ставьте «пальцы вверх и подписывайтесь на канал, он будет изредка появляться в вашей ленте «Дзена».
«Подзеним» вместе! Другие книжности на телеграм-канале «Книгиня»